Публикации
Воин Царя Небесного 01 января 2024 г.

Преподобный Илия Муромец Печерский

Воин Царя Небесного
Как известно нам из народного предания, богатырь Илия Муромец был родом из-под города Мурома, а точнее, из села Карачарова. Название села довольно древнее. У местных краеведов несколько версий его происхождения. По преданию село основано народом "панфила" и называлось соответственно Панфилово. В 478 - 479 годах в Панфилово был сослан некий Карачай, родоначальник племени "карачей", и село стало называться Карачарово. По другой версии сосланный был недюжинным злодеем, колдуном, превращавшим людей в животных. В ссылке он не оставил своего страшного ремесла, и в конце концов его казнили, отрубив голову. Это была "кара за чары", событие, давшее селу его теперешнее название.

Муром, Карачарово

В том, что былинный герой Илья-Муромец - реальное историческое лицо, нет никаких сомнений. Его родители жили на большой Нижней улице села, затем переселились на окраину, в гущу леса, где и родился Илья. Кроме него у родителей была еще дочь.
Место это называлось еще Самодуровкой, а за проживание в гуще леса Илья получил прозвище "Гущин", которое стало впоследствии фамилией его потомков. Первое упоминание о них, известное краеведам, относится к 1612 году (писцовая книга г. Мурома). За века род сильно разветвился, потомки славного Ильи Муромца проживают и сейчас по многим местам г. Мурома и села Карачарова.
Церковь и православный народ отождествляет былинного богатыря со святым преподобным Илией Киево-Печерским, и тому есть немало исторических подтверждений. Самое старое церковное свидетельство об Илье находится в книге о. Афанасия, инока Киево-Печерской Лавры и относится к 1638 году. Отец Афанасий пишет, что прп. Илия жил за 450 лет до написания этой книги, или умер приблизительно в это время.
Из нецерковных источников самое старое относится к 1594 году. Это "Путевые заметки Лясоты". Лясота пишет, что в Софийском соборе в Киеве видел гробницу знаменитого героя и богатыря Элиа Муровлин, о котором народ рассказывает много басен. В другом месте, при описании святынь Киево-Печерской Лавры, Лясота упоминает о мощах великана и богатыря, прозванного в народе "Чоботко"(т.е. "Сапожок"), на которого, как говорят, внезапно напали враги, и он отбился не обутым сапогом, не имея в руках оружия. Это, конечно говорит о его недюжинной силе и мужестве. Из этого можно сделать вывод, что, возможно, первоначально Илья Муромец был похоронен в св. Софии, а затем его нетленные мощи были перенесены в Лавру, где их мог видеть в 1584 году львовский купец Мартин Грюневич.
В Ростовской (Хлебниковской) летописи XVII в. упоминается, что жил в селе Ильинское на Белыни богатырь Илья Муромец Сокол с дочерью Шушей (Александрой), вышедшей замуж за сына Алеши Поповича Омелю и ставшей после отца владелицей села. Село находилось  в 30 верстах севернее Ростова в Вощажниковой волости. В селе была церковь св. пророка Илии с приделом Василия Великого. Прозвище "Сокол" совпадает с былинным названием корабля Илии Муромца и с прозвищем его сына "Подсокольник".
Мощи прп. Илии МуромцаВ 1988 году была создана комиссия по исследованию мощей преподобного Илии. Исследование установило, что прп. Илия страдал акромегалическим синдромом с искривлением позвоночника и ярко выраженными дополнительными отростками, которые могли вызвать ущемление седалищного нерва, что, в свою очередь, могло быть причиной паралича ног. Илья Муромец, как известно, не владел ногами до 33 лет. Исследование зафиксировало также много прижизненных ран, что позволяет предположить, что это мощи храброго воина, не раз проливавшего свою кровь в битвах с врагами. Левая кисть и правая часть грудной клетки повреждены ударом копья, возможно, что прп. Илия был убит. Пальцы правой руки сложены в трехперстное Крестное знамение. Обе ступни отсутствуют, из-за чего рост преподобного определен лишь приблизительно: около 1 м 80 см. Возраст также приблизительно 40 - 45 лет. Если предположить, что скончался прп. Илия около 1188 года, то на основании приблизительных данных о его возрасте можно предположить, что родился он между 1133 и 1148 годами, а вышел на ратные подвиги между 1166 и 1181 годами.
По былинным преданиям Илия Муромец был исцелен от своей болезни святыми странниками. Ему было тогда 33 года - возраст Иисуса Христа. В то время Ока в окрестностях Мурома протекала старым руслом (старица Студенец), берега поросли густыми дубравами, где находили приют лихие люди - разбойники, сильно досаждавшие карачаровцам своими набегами. Тогда решили карачаровские мужики запрудить Оку, приблизив ее течение к селу, чтобы иметь от лихих людей естественную защиту. Весной начались работы. Исцеленный Илия вышел за околицу села и стал с корнями вырывать вековые деревья и валить их в Оку - столько накопилось в нем богатырской силушки! Река изменила свое русло. Очищенные от дубрав пространства вокруг села были распаханы под поля и сенокосные угодья.
В Полтавской губернии рассказывают, что Илия вырывал дубы и у них. На этом месте образовалась огромная яма, сохранившаяся и доныне.
В те времена водились в окрестностях Мурома драконы. Храбрый богатырь Илья Муромец уничтожил их всех. Однажды он втащил в гору три неподъемных мореных дуба, выловленных в Оке. Каждое из этих бревен не могла свезти лошадь. Потом эти дубы были положены в основание деревянной Троицкой церкви. К этой же церкви, на Троицкую гору втащил Илья вместе с одним своим сродником, тоже силачом, повозку с большим церковным колоколом. Лошади не брали крутой подъем, пришлось их выпрячь и запрячься людям. Около 1790 года эта деревянная церковь сгорела и в 1811 - 1828 годах вновь отстроена в камне с приделами Введения и Святителя Николая. В 1939 году церковь была разорена, закрыта, а потом и частично разрушена. В таком полуразрушенном виде долгое венчала она Троицкую гору. В начале века сельчане приступили к ее восстановлению. Теперь это памятное историческое место вновь освящено.
А до этого карачаровцы молились в кладбищенской церкви свв. Гурия, Самона и Авива. Построена она в 1844 годуИкона св. Илии Печерского на средства богатого мещанина Гурия Сенцова. В Муроме и его окрестностях свирепствовала чума. Сенцов дал обет построить храм, моля Господа уберечь свою семью и односельчан от моровой язвы. Действительно, в семье Сенцовых никто не умер от чумы, и верный слову Гурий заложил на кладбище церковь в честь своего небесного покровителя св. Гурия и его сподвижников. В кладбищенском храме хранился деревянный резной крест, содержащий частицу камня от Гроба Господня. Еще в храме стояла икона преподобного Илии с частицей его святых мощей, привезённых из Киево-Печерской лавры. Сейчас святыни хранятся в восстановленной Троицкой церкви.
Интересны повествования о муромских святых источниках. Вот что повествует сказание. "...А когда вырастил себе Илия Муромец доброго боевого коня - Бурушку Косматушку,  то вывел его на ратные подвиги. Поскакал богатырский чудо-конь по родной земле, где копытом ударит - там чистый родник открывается". Краеведы зовут эти места скоками, и насчитывают их около двадцати. С первого скока упал с копыта ком земли и окаменел. Говорят, до сих пор лежит. А в овраге под Троицкой горой топтался Бурушка 400 раз, отчего у основания горы забило столько же родничков. Впоследствии их объединили в общий колодец и выстроили над ним часовню.
И пошло - поехало. Третий скок - колодец на Крестце, где Илья спешился и сам поставил колодезный сруб над родником. В 1603 году в Карачарове и Орлове случился чумной мор. Погибших хоронили недалеко от источника, который считался святым. В 1623 году на этом кладбище была построена деревянная церковь пророка Илии. Вода источника славилась исцелениями болезней, особенно головных и глазных.
Четвертый скок - родник на берегу реки Усачевки. Пятый, шестой, седьмой - в овраге по улице Овражной. Восьмой - в овраге Бучиха. Девятый - в Муроме на Скоковой горе. Десятый - "Корявин колодец" в липовой роще поселка Ляпино. Одиннадцатый - "Пролей каша". Проезжая, Илья крикнул крестьянину, варившему что-то на костре: "Не пролей кашу!", т. к. колышки, на которых висел котелок, по недосмотру загорелись.
Двенадцатый - "Комахин колодец" в селе Чаадаево. "Комаха" - моровое поветрие, заразная болезнь - охватила село. Омывшись в источнике, люди исцелялись.
Пятнадцатый - источник в деревне Корниловка. В середине XIX века возле него явилась чудотворная икона Параскевы Пятницы, которую потом перенесли в церковь села Спас - Седчино (Белый Спас). И так далее.
О боевых подвигах Ильи Муромца повествуют былинные сказания. Схватка с Соловьём-разбойником, со Змеем, Идолищем поганым, Жидовином, Святогором. Встреча с Добрыней, опала, битва с Калином-царём. Плавание на корабле "Соколе", женитьба, бой с Дунаем, и шесть различных сюжетов только о его кончине! А церковные источники сообщают нам, что преподобный Илия Киево-Печерский сподобился от Господа слезного дара, оплакивая свою бурно проведенную жизнь в миру...