1. Спасо - Преображенский собор

Сормовский Спасо Преображенский собор по праву считается одним из красивейших храмов Нижегородской области. Построенный по проекту известного Нижегородского архитектора Павла Малиновского в 1905 году, он отличается от прочих городских церквей своей удивительной архитектурой. Таких храмов в неовизантийском стиле в России построено всего три. Собор строился на отчисляемые от зарплаты каждого рабочего деньги в размере 1 копейки с каждого рубля, поэтому и прозван в народе «Копеечным». Благодаря своей интереснейшей истории, неотделимой от истории района, собор является визитной карточкой Сормова и главным храмом благочиния.
В настоящее время Сормовский Спасо-Преображенский собор является крупным духовно-просветительским центром Нижнего Новгорода. В храме ежедневно совершаются богослужения, регулярно десятки маленьких сормовичей принимают Крещение, а молодые пары получают благословение на совместную жизнь в таинстве Венчания.
Сегодня при Спасо-Преображенском соборе действуют: воскресная школа «Благовест», где дети получают представления о православной вере и христианской надежде, совершают паломнические поездки к нижегородским и российским святыням, приобщаются к православной культуре; склад социальной помощи, православное молодёжное движение «Сормовские пчёлки».
С 2013 года храм имеет свою страничку в Интернете, где читатель всегда может найти информацию о расписании богослужений в храме, о православных праздниках, христианских Таинствах и традициях, а также о значимых событиях приходской жизни.

Ежедневные богослужения:

Часы и Литургия - 8.30.
Вечерня и утреня в 17.00.

Молебны:

Перед чтимыми иконами Пресвятой Богородицы:
«Помощница в родах» - еженедельно, в четверг, в 13.00.
«Неупиваемая Чаша» - еженедельно, в среду, после вечерней службы.

Адрес: 603003, Нижний Новгород, ул. Щербакова, 15а.
Телефон: 8 (831) 270-47-95

Ближайшие остановки общественного транспорта:

«Центр Сормова» (~370м), «Площадь Р. Алексеева» (321м),  «Улица Культуры» (~482м)
Ближайшая станция метро: «Буревестник» (2408м)

Сормовский собор в начале ХХ века

История

«Копеечный храм»

В XIX веке кустарные мастерские Камско-Волжского пароходства близ деревни Сормово Балахнинского уезда объединились в  «Машинную фабрику буксирного и завозного судоходства». К 1849 году фабрика превратилась в огромное предприятие российской промышленности – Сормовский судостроительный завод.
К концу XIX века там трудились 10748 человек. Старая заводская Александро-Невская церковь уже не могла вместить всех своих прихожан, особенно по воскресным и праздничным дням. Поэтому, 29 марта 1898 года Священным Синодом было принято решение о строительстве в Сормове нового большого собора. Проектирование поручили известному в Нижнем Новгороде архитектору Павлу Малиновскому.
Павел Петрович Малиновский (1869-1943 гг.) вышел из многодетной семьи отставного солдата. Выйдя в отставку, его отец был конторщиком, корректором, регентом церковного хора. В 1879-1887 гг. Павел учился в Нижегородском реальном училище, которое окончил с отличием; в 1887-1892 гг. - в Петербургском институте гражданских инженеров. Служил в Москве помощником архитектора М. Геппенера, затем городским инженером Нижнего Новогорода. Кроме Спасо - Преображенского собора Малиновский построил электростанцию перед Окским мостом, Народный дом, ныне Оперный театр, клуб инженеров и служащих Сормовского завода; его труды вложены в реконструкцию Дмитровской башни Нижегородского кремля. В 1903 году Павел Малиновский бросил работы по строительству храма и уехал в Москву. Был приглашен новый зодчий - Василий Косов, академик, возводивший Храм Христа Спасителя в столице.
17 декабря 1899 года для возведения собора был создан специальный Строительный комитет во главе с Ф. Фоссом. Через полгода уже имелись готовый проект и необходимые средства для начала работ. Новый храм, как и старая Александро-Невская церковь, строился на трудовые, рабочие копеечки, отчисляемые от зарплаты каждого рабочего в размере 1% (1 копейка с каждого рубля), поэтому и прозван в народе «Копеечным»

сормовский собор

 Мощь и изящество

Новый собор был задуман в неовизантийском стиле. Таких храмов в России было всего три: собор святого великомученика Пантелеймона монастыря Новый Афон в Абхазии; кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати Апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря  в Санкт-Петербурге. Нижегородский краевед Мила Смирнова, не без основания,  прообразом Спасо-Преображенского храма считает собор Александра Невского в Софии, который был построен русскими и болгарами совместно по проекту архитектора Александра Померанцева.
Восьмого сентября 1900 года состоялась торжественная закладка собора. В фундамент была заложена медная памятная пластина с указанием даты закладки и имени правящего императора Николая II.  На здание потребовалось 2,5 миллиона штук кирпичей; 11 колоколов общим весом 26,5 тонн были изготовлены по специальному заказу в Ярославле. Строительство длилось три летних сезона, зимой стройку останавливали, чтобы не ухудшить качество кирпичной кладки.
Новый собор - большой крестовокупольный храм - вмещал до 2 500 человек; ширина его составляла 14 сажен (29,9 м), длина вместе с колокольней - 22 сажени (46,9 м), высота центрального купола до креста 20 сажен (42,7 м; высота девятиэтажного дома).
Четыре опорных  полукупола переходили в 4 нефа, в которых разместились центральный алтарь с двумя приделами, боковые входы и притвор. Над притвором располагались хоры для певчих. Необычным архитектурным решением явилась колокольня, высота которой была значительно ниже центрального купола. Это усиливало центричность композиции, придавало новому храму устремленность в небо. Купольные своды были выполнены по последнему слову строительной техники того времени - из железобетона. Мощь и изящество – вот основные впечатления, которые с первого взгляда производит храм своими  серебристыми куполами с белыми полуколоннами и нарядными карнизами.

На память потомкам

Первоначально церковь была задумана одноэтажной на сводчатом подцерковье, предназначавшемся для центрального отопления и служебных помещений. Горячий воздух из кочегарки, поднимаясь по системе воздуховодов в стенах, должен был прогревать весь храм. Но летом 1902 г. было решено устроить в нижней крипте еще один Святой Престол, который был освящен 9 октября 1903 года в честь пророка Илии. В верхней же церкви расположились три придела – Преображения Господня, Казанской Божией Матери и Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
27 ноября 1905 года правящий архиепископ Нижегородский и Арзамасский Назарий совершил освящение главного престола в честь Преображения Господня. Позднее освятили Казанский и Никольский приделы. К лету 1906 года отделка храма была завершена. Перед главным Престолом был установлен оригинальный шестиярусный иконостас с восьмиконечным кованым крестом. Из молельного зала к царским вратам вели семь беломраморных ступеней. Еще два резных иконостаса с уникальной росписью украсили боковые приделы. Молельный зал обильно освещался потоками верхнего света, белизна стен и величественный, поблескивающий позолотой иконостас производили неизгладимое впечатление. Не случайно образ собора с оригинальной столбовой звонницей и узорной каменной оградой, а также его великолепные интерьеры увековечил фотохудожник Максим Дмитриев, оставив для потомков редкие по значению исторические документы.

Собор зимой 1992 года        Иконостас Никольского придела

Горькие годы

Великолепный собор простоял во всем своем величии только два десятилетия. В 1927 г. деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. Существует версия (вполне вероятная), что они были переплавлены в меднолитейном цехе завода «Красное Сормово». С храма сорвали железную кровлю. Богослужения в соборе прекратились в 1935 году.  Собор хотели взорвать, но потом решили превратить его в Дворец труда, закрыв в прямоугольный чехол, дабы придать ему гражданский вид. Но этим планам безбожников не суждено было осуществиться. В храме расположился вначале детский Дом культуры, а потом аптечный склад, и, наконец, склад пищевых продуктов. В подцерковье, которое было изуродовано многочисленными перегородками, был оборудован рыбный холодильник. И все это несмотря на то, что здание храма считалось памятником архитектуры.
В 50 – х годах Сормовский собор стал декорацией для фильма режиссера Ивана Пырьева по роману М. Горького «Мать». На куполе храма даже установили крест(!); конечно, временно, для исторической достоверности картины.

Новая жизнь народного храма

В конце 80-х годов здание настолько обветшало, что стало живым укором власть имущим. В конце 1987г. началась было реставрация собора, но в 1990 году храм отдали верующим. Первые средства на восстановление храма вносили новые прихожане «на вечное поминовение». Этих людей, жертвовавших деньги, стройматериалы, семейные иконы, и просто бесплатно работавших на разборке «наслоений», будут поминать здесь до тех пор, пока храм стоит на земле. Многие из них уже отошли в вечность.
Первая Божественная литургия состоялась в соборе на Пасху в 1991г., в приделе Николая Чудотворца. В следующем году началось восстановление иконостасов и резных деталей интерьера по фотографиям и сохранившемся в архивах чертежам. Одновременно велись работы по благоустройству территории вокруг храма, строительству оград, ремонту здания крестильни, в котором разместились также воскресная школа и трапезная. К концу 2005 году ремонтные работы в Спасо-Преображенском соборе были закончены. 
27-28 ноября 2005 года  храм торжественно отмечал свой 100-летний юбилей.

Владыка Георгий в соборе

Божественную Литургию 28 ноября в Спасо-Преображенском соборе возглавил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. После службы был совершен торжественный крестный ход вокруг храма, а затем состоялось праздничное выступление воспитанников Сормовской православной гимназии и воскресной школы Спасо-Преображенского прихода.
К сожалению, из ста лет, которые этот собор украшал землю, более 60-ти он не действовал. Но молитвами верующих и теми же трудовыми «копеечками» своих новых прихожан он получил новую жизнь.

Источники:

Филатов Н.Ф. «Купола, глядящие в небеса: Нижегородское храмовое зодчество XVII-XX веков». – Н. Новгород, 1996. – С. 179-184.
Нифонтов Л. А. «Архитектор П. П. Малиновский». — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. — 54 с.
Смирнов Д. «Нижегородская старина». – М, изд.-во Книги, 1995, 720 с.
Финюкова, М. Ставший эмблемой Сормова // Красный Сормович. - 2005. - 25 нояб.-1 дек. (№ 47). - С. 4. - (Спасо-Преображенскому собору - 100 лет).
Малахов, Ю.В. Колокола - глас Божий : к 100-летию Спасо-Преображенского собора // Красный Сормович. - 2005. - 22-28 апр. ( № 16).
Финюкова, М. По благословению епископа Владимира, по проекту инженера Малиновского // Красный Сормович. – 2003. – 10 июня (№ 61). – С. 3. - (К 100-летию собора).

Беседы катехизатора, подготовка к Таинствам:

Крещение - понедельник - с 18.00, пятница – c 14.00
Венчание - среда - с 18.00
Беседы катехизатора проводятся в здании воскресной школы.
По вопросам крещения младенцев беседы проводятся с родителями и восприемниками (крестными).

Фото Арсения ЗАЛЕТОВА и Бориса ПОВАРОВА
Исторические фото: arсhiv.nnov.ry
Видео

 

Новости православного Сормова