Подготовка к Таинствам и обрядам

Таинства Церкви

В таинстве Крещения человек освобождается от первородного греха и от всех прежних грехов; становится членом Церкви Христовой. Можно сказать, что из купели крещения человек выходит святым и обновленным: таково дейстивие благодати в этом таинстве. При Миропомазании новокрещенный получает благодатную помощь для открывшейся ему духовной жизни в Церкви. В таинстве Покаяния, которое часто называют «вторым крещением», искренне кающемуся прощаются согрешения, случающиеся в многотрудной и сложной жизни. Исповедание греха незримо привлекает благодать, дающую силы бороться с ним. Таинство Причащения (Евхаристия) соединяет человека со Христом в Святых Дарах, освящает и оживотворяет его душу. В таинстве Елеосвящения через помазание тела елеем (освященным маслом) исцеляются душевные и телесные болезни. В таинстве Брака благодать Божья соединяет супругов в священный союз (по образу духовного союза Христа и Церкви), подает помощь в рождении и христианском воспитании детей. Таинство Священства (хиротония (греч.)- рукоположение) принимают избранные из среды верующих, чтобы совершать таинства и пасти стадо Христово.
Для совершения Таинства необходима подготовка. Сегодня это происходит в виде просветительской беседы со священником или его помощником – катехизатором.

В Сормовском благочинии существует следующая подготовка к Таинствам Церкви

В Спасо-Преображенском соборе

Катехизация проводится в здании воскресной школы.

Расписание бесед перед Крещением
1 беседа - понедельник – начало в 18.00.
2 беседа - пятница – начало в 18.00.

Расписание бесед перед Венчанием
среда – начало в 18.00.
 

В церкви Всех Святых

Перед Крещением
1 беседа перед Крещению: суббота в 11.00
2 беседа: через неделю (в след.субботу) в 13.00

Перед Венчанием -
по индивидуальной договорённости с катехизатором ОРЛОВЫМ Юрием Борисовичем.
Телефон: 8-910-147-91-98

В Церкви Святой Троицы в Копосове

Перед Крещением
1 беседа - воскресенье в 14.00
2 беседа: пятница в 17.30

Перед Венчанием - 
1 беседа - воскресенье в 16.00
2 беседа: пятница в 18.30

В церкви Владимирской Божией Матери на посёлке Народном

 Перед Крещением
1 беседа - четверг в 18.00
2 беседа - вторник в 18.00

Перед Венчанием -
по индивидуальной договорённости с катехизатором ОРЛОВЫМ Юрием Борисовичем.
Телефон: 8-910-147-91-98
Везде:
Рекомендация к участию в Таинстве Крещения выдаётся только после второй беседы.
На беседу по Таинству Крещения младенцев приходят родители и крёстные (восприемники).
На беседу по Таинству Венчания приходят оба супруга.

 

Крещение младенца 

Таинство Крещения – вступление в Церковь Христову

Начало Крещению как таинству положил Сам Господь, крестившийся от Иоанна Предтечи в водах Иордана, и сказавший апостолам: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа». (Мф 28:19; Мк 16:16). В наши дни Крещение совершается в храмах (баптистериях, крестильнях), в особых случаях разрешается крестить в домах и больницах.
Таинство совершается через троекратное погружение в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». В отдельных случаях, при угрозе жизни и невозможности призвать священника, таинство Крещения может совершить мирянин. Для этого надо трижды покропить водой  больного крестообразно и произнести вышеуказанные слова.
Взрослых крестят после наставления в вере. Крестными могут быть только крещеные православные люди, сознающие ответственность предпринимаемого действия.

Миропомазание – дар Святого Духа

Миропомазание 

Сразу после крещения христианин принимает таинство Миропомазания, в котором он получает благодатный дар Духа Святого для утверждения в вере и хранения душевной чистоты. Совершать Миропомазание могут только епископы и священники. Отдельно от крещения Миропомазание раньше совершалось при помазании царей на царство; а сегодня - в случаях, когда к православию присоединяются христиане, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, например, католики, лютеране или баптисты. Пройти это таинство должны и те, кто был крещен в особых условиях (в болезни, при угрозе жизни, при невозможности обратиться к священнику и т. д.) не священником, а мирянином.
Священник наносит знаки креста миром на лбу новокрещенного, его глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем они вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели (младенцев при этом несут восприемники) при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Затем, после чтение Апостола и Евангелия, священник влажной губкой вытирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…»
Справка: С таинством миропомазания связаны чины мироварения и мироосвящения. Миро -  благовонный состав из множества растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В Русской Православной Церкви миро приготовляется из оливкового, мускатного, розового, лимонного, гвоздичного масла; белого виноградного вина, с добавкой ладана, лепестков розы, фиалкового, пряного и калганного корня, - свыше 40 разных веществ. Мироварение занимает несколько дней и совершается на Страстной седмице. Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Этот обряд свидетельствует о том, что святое миро, освящаемое в наши дни, обладает той же благодатной силой, что и с миро Древней Церкви. Поэтому в Таинстве миропомазания вместе с даром Святого Духа и благословением предстоятеля Церкви христианин получает и апостольское благословение многих поколений православных иерархов, восходящее к апостольским временам.
Фото Натали НЕЧАЕВОЙ

Покаяние - врачевание души

Священник принимает исповедь в полевых условиях 

Таинства Крещения и Миропомазания не могут избавить нас от  искушений, соблазнов и грехопадений. Закон духовной жизни – это не прекращающаяся борьба со страстями и грехом, помрачающим ум, расслабляющим волю, оскверняющим чувства. Душа в этой борьбе может болеть и даже умирать, становясь непригодной для Небесного Царства. В этой борьбе человеку необходима помощь Божья. Ее и дает нам Господь в таинстве Покаяния.
Само слово «покаяние» в переводе с греческого означает «изменение сознания», то есть изменение отношения к греху, отвращение от него всеми силами души. Для совершения самого таинства требуется еще исповедание согрешений перед священником как свидетелем, имеющим от Бога власть прощать и разрешать прегрешения.
 Исповедь чем-то напоминает визит к врачу: больной должен согласится с поставленным ему «диагнозом», принимать прописанные «лекарства» в виде епитимии (определенных действий, для избегания дальнейших грехопадений и примирения совести); а самое главное – ничего не скрывать от врача, иначе лечение не будет успешным! Хождение по разным «докторам» тоже не способствует выздоровлению. Духовник - единственный, кто знает всю «историю болезни», - он один может нам эффективно помочь.
Как приготовиться к исповеди? Во-первых, нужно примириться с ближними, простить нанесенные вам лично обиды, испросить прощения у всех обиженных вами. Затем необходимо исследовать свою совесть относительно десяти заповедей Божиих. Здесь могут помочь книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, «Перечень грехов», и др. Можно записать грехи, чтобы ничего не забыть. Потом нужно исповедаться перед священником во всех грехах, выслушать его разрешительную молитву и поцеловать в знак решимости больше не грешить Евангелие и Крест.
Фото wedensk.prihod.ru

О Святом Причащении

Таинство Святого Причащения установлено Самим Господом на Тайной Вечере: благословляя хлеб и чашу с вином, Он сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... Пейте от нея вси: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вы и за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26, 26-28).
И далее заповедал совершать это в Его воспоминание. Но таинство Причащения – не только воспоминание; оно означает теснейшее соединение христиан как между собою, так и со Христом.
Апостол Павел писал: «Мы многие - одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба». (I Кор. 10, 17). Кроме того, Тело Христово служит для нас жертвою за наши грехи и благодарением за все, что имеем от Бога. Отсюда происходит второе название таинства – Евхаристия, т. е. Благодарение. Не случайно, что такое же название имеет и главное богослужение Церкви, за которым мы причащаемся Святых Христовых Тайн. Человеку всегда следует более благодарить Бога, чем просить у Него, потому что мы всегда получаем от Него больше, чем просим.

Причастие
Готовясь к таинству Причастия, необходимо держать посильный пост (от 1 до 7 дней), прочитать определенное молитвенное правило и обязательно исповедаться (накануне или в день причащения). При выносе Святой чаши положить земной поклон. Сложить крестообразно руки на груди. Подойдя к чаше, громко и отчетливо назвать свое имя. Принять Святые Дары и немедленно проглотить, поцеловать нижний край чаши. Нельзя креститься у чаши, трогать ее руками, целовать руку священника. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть просфору и выпить теплоту. Только после этого можно разговаривать. Если Святые Дары преподаются из нескольких чаш, принимать их можно только из одной. Причащаться дважды в один день нельзя.
После Причастия нужно прослушать в храме (или прочитать самому дома) благодарственные молитвы по Святом Причащении. В этот день надо быть особенно внимательным к себе, чтобы не оскорбить святыню Причащения неосторожным словом, взглядом, слухом, многословием, осуждением и т.п.

Литургия в Спасо-Преображенском соборе (Исповедь): 6.30 и 8.30- ежедневно, по будням; по праздничным, субботним  и воскресным дням.

Брак - таинство любви и жизни

Общая чаша 

В браке человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, познает мир и себя самого через другую личность. Это познание несет чувство полноты бытия, которое делает нас богаче, мудрее, счастливее. Тайна счастья супругов-христиан заключается в совместном исполнении воли Божьей, соединяющей их души между собой и со Христом.
В таинстве Брака супругам дается благодать для преодоления эгоизма, индивидуализма и себялюбия; а также для христианского воспитания детей и для совершенствования духовной жизни каждого из супругов. Борьба с грехом особенно актуальна для супругов, потому что грех не просто разлагает душу, он убивает любовь, в которой каждый видит залог будущего семейного счастья и благополучия. Сохранение любви и духовности в семье является наиважнейшей задачей, и работа эта начинается буквально с первых дней совместной жизни.
Венчаться могут только крещеные супруги.
До церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции(ЗАГСе). Накануне венчания молодым рекомендуется исповедаться и причаститься.
В самый день венчания родители благословляют своих детей: сына - иконой Спасителя, дочь - иконой Божией Матери. В храме их встречает священник, он вручает им зажженные свечи и кольца, которые надеваются на пальцы правых рук. Главным моментом обряда считается возложение венцов и молитва: «Господи Боже Наш, славою и честию венчай ия(их)!».
Венчания в храмах совершаются в понедельник, среду, пятницу и воскресенье, если эти дни не приходятся на канун великого праздника. Время - по предварительной договоренности. Не совершается браковенчание накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок (от 7 до 20 января); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с недели мясопустной, и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.
Фото: два ангела.рф

Таинство Елеосвящения

Таинство Елеосвящения установлено в апостольские времена. Ученики Господа молились над больными, помазывая их елеем (освященным маслом), смешанным с красным виноградным вином. Елей символизирует милость Божью, а вино напоминает о Крови Христовой, пролитой на Кресте. Лучше всего сущность этого таинства изложил апостол Иаков в своем послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он содеял грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14 – 15).
Таинство Елеосвящения называется по-другому Соборованием, так как по обычаю оно совершается соборно - семью священниками, хотя это и не обязательно. Число священников может быть и меньшим, а при необходимости больного соборует один священник.

 

Подготовка к таинствам и обрядам

Соборование может совершаться как в храме для собрания больных, так и индивидуально, у постели тяжелобольного. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) ставят небольшой сосуд с маслом и вином. Вокруг ставятся семь свечей и семь палочек, обмотанных ватой. Молящимся даются в руки зажженные свечи. После каждого из семи чтений из апостольских посланий и Евангелий священник крестообразно помазывает больному лоб, щеки, грудь, руки и ноги. В конце на голову больного возлагается «письменами» раскрытое Евангелие, которое касаются все священники; они читают окончательную молитву прощения, исцеляя болящего возложением рук.
Освященные зерно и масло хранятся в доме больного. Маслом можно мазать больные места, зерно употреблять в пищу. Если больной умирает, освященный елей крестообразно выливают на тело перед погребением.
Как часто следует собороваться? Об этом необходимо советоваться с духовником. Упорная, застарелая болезнь, желание очиститься от давних, может быть, забытых со временем прегрешений могут быть достаточным основанием для прибегания к таинству Елеосвящения.

Таинство Священства

Со времен апостольских и до наших дней священниками становятся через рукоположение (хиротонию). Сам собою никто не может назваться ни епископом, ни священником, ни диаконом. Власть возводить в сан кого-либо для церковного священнослужения принадлежит только законным епископам, как преемникам апостолов. Наша Церковь называется апостольской, так как она, с одной стороны, хранит в неизменном виде учение апостолов; с другой - в ней сохраняется непрерывным преемство от первых епископов,  которых апостолы собственноручно сделали своими заместителями в деле просвещения всех народов светом Христовой веры. Такое же преемство сохраняется и в Римо-Католической церкви. Все остальные церкви и конфессии не имеют благодатной преемственности, и поэтому их служители не являются священниками в полном смысле этого слова.
Личные качества и греховность священнослужителя не могут препятствовать ему совершать таинства, потому что он поставлен в сан не ради себя самого, а для окормления и спасения народа Божьего.
Священнослужитель никогда не перестанет быть таковым, если только не подпадет под епископское запрещение. В этом случае он лишается права совершать таинства на определенное время, пока это запрещение не будет с него снято законным епископом.

Источники:

  1. Протоиерей Геннадий Нефедов «Таинства и обряды православной Церкви», М., Паломник, 1999
  2. «Закон Божий» «Христианская библиотека», Н Новгород, М., ООО «Риза», 2010
  3. Протоиерей Алексий Лавров «Записки по предмету закона Божия», РПО «Полиграфкнига», Киев, 1993
  4. «Что надо знать о Таинстве Крещения. Обряд, обязанности восприемников, необходимые молитвы», М., Артос-Медиа, 2012
  5. Плюснин А. И. «Таинство Елеосвящения», М., «Благовест», 2011