В этом году на территорию Нижегородской епархии несколько раз заходил казачий крестный ход с чудотворной иконой Богородицы «Избавительница от бед». Казаки посетили едва ли не все населённые пункты, где есть православные храмы; побывали в Выксе, Дивееве, Дзержинске, Арзамасе, Лыскове, Нижнем Новгороде. Они молились в Нижегородских храмах и обителях, повсюду рассказывая православным историю явления чудотворной иконы. Побывали они и у нас в Сормове. Подъесаул Волжского Войскового Казачьего Общества Сергий СУХОВ рассказал нашему корреспонденту эту удивительную историю между встречей чудотворной иконы «Избавительница от бед» в Спасо-Преображенском сормовском соборе и молебном с акафистом в её честь.
- Расскажите, Сергей, как и где явилась Ташлинская чудотворная икона Богородицы и почему она так называется?
- Начну с того, что явление этой иконы предсказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Когда он приехал в Самару, одна женщина посетовала: «Во всех местах есть чтимые иконы, а у нас нет!». На эти слова отец Иоанн, помолчав некоторое время, веско ответил, что будет и у вас.
И вот наступил 1917 год. Одной благочестивой девице Екатерине Чугуновой трижды во сне являлась Пресвятая Богородица и приказывала взять Её икону в овраге за селом Ташлы. Двадцать первого октября Екатерина поведала свой сон хозяйке, Феодосии Атякшевой, и они вместе отправились в Ташлы. Надо сказать, что взрослые сельчане не очень удивились рассказу Екатерины, так как часто слышали в этом овраге церковное пение. Некоторые видели даже свет, уходящий в небо. А самой Екатерине было видение ангелов, несущих икону Божией Матери. Женщины упросили Параскеву Гавриленкову из села Ташлы пойти вместе с ними в овраг. На подходе к оврагу видение повторилось, и Екатерина громко закричала: "Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте". И упала в обморок. Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать.
Раскопала икону жительница села Ташлы, та самая Параскева Гавриленкова. Поэтому икона называется Ташлинской. Только вынула Паша икону из земли, как на этом месте сразу же забил ключ, вода которого исцеляла болезни.
- Что же случилось потом?
- Призвали священника из соседнего села Мусорки, так как ташлинский батюшка отец - Димитрий Митекин,- был в отъезде, по делам, в Самаре. Собрался народ. Отец Василий отнёс явленную икону в храм Святой Троицы и поставил посередине церкви на почётном месте. Когда нёс, всем известная в Ташле больная Анна Торлова кричала: «Маленькая икона идёт, она нас всех прогонит!». Впоследствии эта женщина исцелилась, хотя страдала беснованием 32 года, и никто не мог ей помочь. Происходили и другие исцеления в «великом множестве».
Интересно, что когда вернулся отец Димитрий, то он усомнился в чудотворной силе явленной иконы и был за это наказан. На дворе 1917 год, безбожные настроения проникали и в народ. Неизвестно, о чём думал отец Димитрий, но только через два месяца явленная икона пропала из запертого Троицкого храма. Обыскали всю церковь, - иконы не было. Церковный сторож Ефим Куликов сообщил, что видел молнию над родником. После обедни всё село крестным ходом оправилось на источник. Там вновь обрели явленную святыню, плавающую в проталине, на воде, ликом вверх!
Отец Димитрий каялся публично в своём маловерии…
- А почему "Избавительница от бед?"
- Над источником соорудили часовенку, выкопали и обнесли срубом колодец. В засушливые и голодные 20-е годы этот родник единственный не пересох и питал водой всё село. За чудесное заступничество икону в народе назвали «Избавительница от бед».
- Какова была судьба святыни в советское время?
- Когда храм был закрыт безбожной властью, верующие спасли чудотворный образ от поругания. Но святой источник был разрушен и осквернен. В Великую Отечественную войну церковь была вновь открыта, тогда и вернулась к людям икона Божией Матери «Избавительница от бед». Здесь, в Троицком храме села Ташлы она и хранится и ныне.
- А икона, которую вы принесли с собой крестным ходом?
- Эта икона является точным списком с явленной чудотворной Ташлинской иконы Богородицы. И сделан этот список был специально для ежегодных крестных ходов из Ташлы в Самару и называется походным. Крестный ход с походной иконой «Избавительница от бед» проходит ежегодно 17 лет подряд из Самары в Ташлу. Несколько тысяч паломников преодолевают 80 км за три дня. Множество чудес и исцелений сопровождает это шествие.
- А как случилось, что вы попали к нам, в Нижний Новгород?
- Казаки станицы «Красноглинской» предложили провести крестный ход по всей Самарской области с заходом во все населенные пункты, где есть православные храмы. За год прошли всю Самарскую область, три епархии. Поступили предложения посетить и другие города. Тогда возникла идея пройти крестным ходом территорию всего Волжского Войскового Казачьего Общества.
С 2013 года казачий крестный ход с Ташлинской иконой Богородицы стал постоянным. Он осуществляется силами казаков, по благословению главы Синодального отдела по взаимодействию с казачеством митрополита КИРИЛЛА Ставропольского и Невинномысского.
- Что именно делают казаки – участники такого Всероссийского крестного хода?
- Казаки с иконой заходят во все населённые пункты по пути следования, в которых имеются храмы Божии, посещают воинские части, исправительные учреждения, детские дома, дома престарелых, больницы, училища. Рассказывают, как я вам сейчас, об иконе, о крестном ходе, истории казачества, истории России.
- Что Вы думаете о современной политической обстановке и о роли нашей страны в мире?
Все невзгоды, будь то засуха или болезни, - это не просто природные катаклизмы или политические игры, - это Божие попущение за наше охлаждение к вере. По нашим грехам. Когда Кирилл и Мефодий перевели для наших предков Священное Писание, они сказали: «Берегите святыню – Православную веру. Если отступите от неё, - придут ваши враги и завоюют вас». И что мы видим сейчас? На Русскую землю приходят чужие народы и заселяют её безо всякой войны. А русский православный народ потихонечку вымирает.
Почему казаки несут икону? Потому что казаки – это воины. А война сейчас идёт. И не только информационная. На окраине нашего русского мира, на Украине, уже льётся кровь. И это не просто война против плоти и крови, но – против духов злобы. И от нас с вами зависит, как будет дальше развиваться наша страна.
Как было во времена Ноя? Он строил ковчег, а над ним смеялись. Все гуляли, пили и веселились, пока не затворились двери ковчега, и не спасся больше никто. Сегодняшний Ковчег – это наша Церковь. И Господь ждёт до последнего...
Наши православные предки знали, что крестный ход – это великая сила. И прибегали к этому средству, когда глад или мор, или нашествие врагов, и всегда получали помощь и заступничество.
- Благодарю вас, Сергей, за интересный рассказ и счастливого вам пути!
Беседовала Наталья МИРОНОВА
Фото автора