Публикации
Здоровому духу – здоровое тело 21 декабря 2023 г.

Древние критянки за занятием спортом

Древние греки полагали, что в здоровом теле – здоровый дух, поэтому всячески развивали и поддерживали культ тела. Врачевание телесных болезней было прекрасно развито в древнем мире. Но с давних, незапамятных времен наука исцеления болезней столкнулась с непреложным фактом: не все недуги поддаются врачеванию обычными, традиционными средствами. «Все в руках богов - говорили древние медикусы, - а мы не боги». Связь телесного (соматического) и духовного состояния человека была для них очевидна. Кроме того, они совершенно справедливо полагали, что к возникновению многих неизлечимых заболеваний причастны злые духи, демоны. Но только христианство открыло миру тонкую связь тела и духа, и ту ответственность, которую несет человек не только за свое физическое, но и за духовное здоровье.

С возникновением христианства люди были поражены не столько словами, которые говорил удивительный Пророк из Галилеи, сколько невиданными исцелениями, которые творил Он, вплоть до воскрешения умерших. Небывалой властью изгонял Он злых духов, которые, находясь внутри человека, помрачали его ум, не давали видеть, слышать, говорить, расслабляли (парализовали) все тело, заставляли рвать, метать и убивать. Когда такого больного приводили ко Христу, Он либо запрещал злым духам мучить человека, либо говорил самому больному: «Прощаются тебе грехи твои!».

Иисус исцеляет расслабленного

Простые слова, которые, собственно, мог произнести любой человек! Но только после Его Слова слепые прозревали, глухие начинали слышать, немые – говорить, парализованные – самостоятельно двигаться. Но еще более удивительно то, что после Него этот дар исцеления перешел к Его ученикам, а от них – к следующему поколению учеников. И, благодаря апостольскому преемству, до сего дня пребывает в Церкви.
Один из учеников Христа - апостол Иаков – писал в своем Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак.5:14-15).
На основании этих слов сложился в Церкви особый чин молебного пения над больными. От того, что пение это совершалось несколькими священниками (собором), таинство получило название Соборования. А от того, что при этом совершалось помазание больного освященным маслом (елеем), идет другое его название – Елеосвящение.               
Согласно учению Православной Церкви, соборование является духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарует больному прощение тех грехов, в которых он не успел раскаяться или забыл их, (именно забыл, а не утаил сознательно).
Таинство Елеосвящения совершается священниками или архиереями. Его может совершить и один священник (или архиерей), от этого оно не утратит своей действенности. Но для его совершения необходим ряд существенных условий.
Во-первых, таинство – не магический ритуал, а исцеление - свободный дар Всеблагого Бога, и, следовательно, требует от человека веры и покаяния. В таинстве исцеляется, в первую очередь, душа.
Во -вторых, Елеосвящение совершается только над верующими, находящимися в сознании (за исключением тяжелого случая болезни, когда человек находится в бессознательном состоянии, например, в коме), которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают тяжелой телесной или душевной болезнью.
В-третьих, перед совершением елеосвящения больной должен (если может) исповедаться и причаститься, если не в состоянии, то причащение происходит после елеосвящения.
В-четвёртых, если человек не крещен, перед совершением Елеосвящения над ним (по его согласию) совершаются таинства Крещения и Миропомазания. Практикующие священники знают, что часто достаточно первых двух таинств, чтобы болезнь отступила, так как в купели крещения также прощаются человеку все грехи.

Соборование

Итак, как история, так и медицина убеждают нас в тесной связи духовного (внутреннего) состояния человека с внешним уровнем его здоровья. Всем известно, что гневливые люди более других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. А любящие без меры вкусно поесть имеют проблемы желудочно-кишечного тракта. Неразборчивые в любовных связях болеют характерными специфическими заболеваниями. Сварливые и злоязыкие страдают разлитием желчи, а вялые и депрессивные – наоборот, ее застоем. Корень внешнего недомогания сидит в поврежденности духа и называется гневом, чревоугодием, сластолюбием (блудом), злословием и унынием. Все это – названия смертных грехов. Они называются смертными потому что, будучи не излечены, могут довести человека до смерти, как физической, так и духовной.
Вернемся теперь к таинству Елеосвящения. Что происходит при его совершении на внешнем и духовном уровне? Внешне совершается обряд: благословение, начало, канон, освящение елея, семикратные прочтения семи отрывков из Апостола и Евангелия. После каждого прочтения Апостола и Евангелия читается особая молитва с помазанием больного елеем. Помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, кисти рук с ладонной и тыльной сторон. То есть, те части тела, чрез которые грех удобнее вселяется в душу человека. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.
Исцеление апостоламиВ духовном плане в таинстве Елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди. Таким образом, по учению Церкви, когда человеку прощаются грехи, то тем самым ему подается исцеление от недугов душевных и телесных.
Говоря образно, человеку прощаются все его греховные ошибки прежней жизни, даруется здоровье и силы для дальнейшей жизни, но не просто так, а с одним существенным условием: вот, теперь ты здоров, иди и больше не греши. Пренебрежение этим условием всегда кончается для человека плохо. Если грех вновь овладевает душой, то еще с большей силой. Возвращаются и болезни, и бывает человеку «последнее хуже первого».
Почему не помогло духовное лечение? Потому что не состоялось покаяние (от греч. «метанойя» - изменение сознания). То есть, не изменилось отношение к греху, он по-прежнему остался для человека усладой жизни.
Не надо думать, что благодать Божия, подаваемая больному в таинствах, сама собой может сделать человека святым и абсолютно здоровым. Благодать лишь «стирает в памяти» историю болезни, а дальше – дело за человеком. К счастью, почти всегда тяжелая болезнь, избавление от неминуемой смерти, этакое «стояние на краю» с заглядыванием в вечность меняет человека, заставляет пересмотреть отношение к жизни. Смерти не избежит никто. Но при наличии покаяния это уже будет другая смерть: всего лишь переход к новой жизни, к новой форме бытия. А какой она будет: отрадной или мучительной, зависит полностью от человека.

Для таинства елеосвящения

Для совершения Елеосвящения необходимы: елей (растительное масло), пшеница (рис, пшено) и красное виноградное вино. Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. Считалось, что в живых телах елей поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом. В духовной сфере елей есть образ кротости, умиротворения, любви, Божьей милости. Пшеница (зерна злаков), употребляемая в таинстве, основа хлеба как образа крепости телесной, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина также двояко: дезинфицирующее, укрепляющее силы, очищающее кровь средство, основа для лекарственных настоек, а также образ Крови Христовой, исцеляющей духовно от всех душевных и телесных болезней.
Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его: в лечебных учреждениях или дома. Таинство это может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз, но НЕ по поводу одной и той же болезни. Общее соборование совершается во всех храмах во время Великого поста и других многодневных постов с обычным чином Елеосвящения.