Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями ещё в ветхозаветные времена. Изначально Пятидесятница праздновалась вместе с Пасхой, как одно из тесно связанных с ней духовных событий, но уже в III веке, по свидетельствам древних церковных писателей, этот день был окружён обычаями и обрядами, требовавшими немалого времени для своего предварительного развития и представляло собой широко распространённый христианский праздник.
Камень веры
Учение о Святой Троице – краеугольный камень христианской веры. Без принятие Единого в Трёх Лицах Бога христианство теряет смысл, ибо следствием отказа от догмата о Триедином Божестве является упразднение искупительной Жертвы Христовой.
Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим Словом. Он может сделать всё, что пожелает. Он – высочайшее Существо. Никого нет равного Ему ни на земле, ни на небе. Человек своим ограниченным разумом не может вполне постичь Бога, но он может и должен знать то, что Бог Сам открыл нам о Себе.
Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, - то постоянно являлся им в раю и учил, как Он сотворил мир, и как важно верить Ему и исполнять Его волю. Это учение передавалось вначале устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в Священные книги.
Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и открыл людям все, что им необходимо знать о Боге. Он открыл великую тайну, что Бог Един, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог – Дух Святой. Это не три Бога, но Один, в трёх Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.
Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Различаются они только тем, что Отец ни от кого не рождается и не исходит, Сын Божий рождается от Отца, а Святой Дух от Бога Отца исходит. Через раскрытие этой великой тайны Спаситель научил нас не только поклоняться Богу в Духе и истине, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы пребывают в непрерывной, вечной любви и составляют Собой одно Существо. Отсюда следует, что Бог – есть совершеннейшая Любовь.
Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы: «Видите на небе круг сияющий – солнце? От него рождается свет и исходит тепло. Бог Отец – как солнечный круг, без начала и конца. От него предвечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со световыми лучами идёт тепло, предвечно исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло, но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог – Единый и Нераздельный».
Блаженный Августин писал: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Эти слова означают, что тайну Пресвятой Троицы можно постичь скорее сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым ограниченным умом.
День рождения Церкви
Предание гласит, что в Сионской горнице, где перед Своими Страданиями Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками, Святой Дух видимым образом сошёл на апостолов в виде огненных языков. Случилось это на пятидесятый день по Воскресении Христовом, отчего и назывался этот день Пятидесятницей. В этот день образовалась Новозаветная Церковь – Церковь Христова. А сама горница стала «матерью всех христианских храмов». Это святилище, сохранившееся во времена жестоких гонений на христиан, при Константине Великом увенчалось прекрасной базиликой.
Богословие в красках
Иконография праздника Троицы началась развиваться с VI века. Мы можем видеть изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках рукописей, в мозаиках, например, в Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка ( X – XIII в.в.). А также на фресках соборов Афона, древних храмов Киева, Новгорода и других церквах.
Второе духовное значение сошествия Святого Духа на апостолов – это завершение откровения Бога о Самом Себе, которое Он предназначил для человека. В этот день в мир, к людям, в Церковь сошёл Бог – Дух Святой – третье Лицо Пресвятой Троицы. По мысли святителя Василия Великого, человек, «привлекший Духа, привлекает вместе и Сына, и Отца». Поэтому празднику Пятидесятницы соответствует также икона, называемая «Троица Ветхозаветная». Сюжет её взят из Ветхого Завета, она изображает явление трёх Ангелов праотцу Аврааму у дубравы Мамре.
Образцом богословия в красках служит икона Святой Троицы кисти великого русского иконописца Андрея Рублёва.
Возникает законный вопрос: кто есть кто на этой иконе? В центре изображён Бог Отец. Несмотря на то, что он одет в одежды Христа – синий хитон и красный химатион с золотой вышивкой – знаком царского достоинства, противоречие это кажущееся. Ведь решительно неизвестно, как выглядит Бог! Потому что «Бога не видел никто и никогда, и только Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». Мы смотрим на Отца через Сына, и это правильно. Посох Его указывает на дуб за Его спиною – символ Древа жизни. Жест Его руки – благословляющий Чашу, стоящую на столе, как и положено Отцу.
Одесную, т. е. справа, Отца – Сын. Его синий хитон – знак Божества – прикрыт телесного цвета химатионом – символом человеческой плоти. Если всмотримся внимательно, то увидим, что одна ножка Его трона надломлена. Этим художник хотел подчеркнуть тот факт, что именно Христос исправил поражённое греховной скверной человеческое естество. Посох Сына указывает на палаты за Его спиной, это – знак Божественного домостроительства. Жест его рук – смиренный, принимающий Чашу. Чаша эта тоже не простая. В ней изображена голова тельца – жертвенного животного. Отсюда следует, что на иконе изображен Божественный Предвечный Совет: Сыну предстоит испить чашу страданий для спасения рода человеческого; только после этого будет явлена миру величайшая из тайн – откровение о Святой Троице.
В третьей фигуре мы узнаём Святого Духа в виде ангела в сине-зелёном одеянии – цветах Божества и жизни. Посох Его указывает на горку – символ высоты и чистоты помыслов; жест – как бы пододвигающий Чашу к Сыну, жест ускорения решения. Пока не взойдёт на небеса Сын и на сядет одесную Отца, не сойдёт на землю Святой Дух и не завершит Божественного Откровения.
Текст: Марина СМИРНОВА