Татьяна Пугачёва: «Нет счастья большего, чем творить!»
Интервью с художником-флористом.
Неприглядна и бедна красками ранняя весна в наших краях. Да ещё если снег сойдет пораньше, ни травинки зелёной, ни цветочка, холодно, уныло и бесприютно…
Но вот в выставочный зал музея истории завода «Красное Сормово», словно по мановению волшебника, вернулись одновременно и весна, и лето, и осень! В эти дни здесь проходит выставка нижегородского художника-флориста Татьяны ПУГАЧЁВОЙ, которая и называется соответственно: «Прекрасной флоры многоцветье».
Никакими словами не передать очарование панно и коллажей из засушенных листьев и цветов! Сразу вспоминается детство, уроки ботаники в школе, гербарии в тяжелых коричневых кожаных папках, задания на лето по отысканию и засушиванию редких растений. А в руках художника природный материал превращается в произведение искусства!
Признаюсь, в музей пришла по делу, и о выставке ничего не знала. Осмотреть её предложила директор музея Елена МИРОНОВА. А пока я рассматривала выставку, в музей приехала автор этих удивительных работ Татьяна Антоновна ПУГАЧЁВА с новыми экспонатами. И получился интересный разговор о природе, о Творце и творчестве…
Справка: Татьяна Антоновна ПУГАЧЁВА родилась 16 июня 1959 года в г. Горьком. Создала более 200 художественных произведений в жанре флористики. Весной 2013 года в Нижнем Новгороде прошли две персональные выставки. Лауреат конкурса-фестиваля «Тайны дерева». На Международном фестивале современного искусства в Москве работа Татьяны «Волшебная осень» заняла первое место, а коллаж «Экзотическая ночь» - второе.
- Татьяна Антоновна, почему Вы выбрали именно такой жанр изобразительного творчества?
- Наверное, это увлечение выросло из составления композиций из искусственных цветов, чем я занималась вначале. Но искусственные цветы – это лишь имитация природы. В какой-то момент, а точнее, три года назад, мне захотелось поработать с природными материалами, так как они несравненно богаче, и больше возможностей дают для творчества.
- Наверное, пришлось учиться, как искать и заготавливать природный материал?
- Да, конечно, я прошла курсы у известного нижегородского мастера Елены Владимировны ИЛЮШКИНОЙ, а потом началось самое интересное – самостоятельная творческая работа.
- Я в юности тоже пыталась сохранить засушенные цветы, но не получалось. Как это следует делать, не поделитесь профессиональными секретами?
- Во-первых, нужно знать, в какое время и в какую погоду собирать цветы и травы. Лучше это делать в конце лета и осенью, так как в это время содержание цветовых пигментов в растении максимально. Во-вторых, собирать следует только в сухую солнечную погоду, в те часы, когда уже высохла утренняя роса. Укладывать в просторную проветриваемую ёмкость, например, в корзинку, ни в коем случае не в полиэтиленовый пакет. Собранный материал надо как можно быстрее разобрать и уложить засушивать.
- Я заметила, что все цветы на работах сохраняют свою природную окраску. Как добиться этого, ведь в процессе сушки цветы и травы блёкнут?
- Здесь важен такой принцип: чем быстрее высохнет растение, тем больше пигментов сохранит надолго свой цвет. Например, сушка методом закладок и прокладок. Помещаем растения между двумя листами обычной белой принтерной бумаги и складываем на ровной поверхности, переслаивая 3-4-мя слоями бумаги, хорошо впитывающей влагу, например, газетной. Накрываем укладку ровным листом картона и устанавливаем пресс весом от 10 до 15 кг в зависимости от качества и состояния сырья. Периодически закладки вынимаем (не раскрывая!) и меняем влажные прокладочные листы на сухие, а также, по мере высыхания, уменьшаем вес пресса.
- Я заметила в ваших работах объемные элементы – орхидеи, розы. Их под прессом не высушишь?
- Орхидеи раскладываются на листе бумаги и помещаются в хорошо проветриваемое, защищённое от прямых солнечных лучей место. А розу лучше всего подвесить в таком месте головкой вниз. Высыхая, даже распустившийся цветок примет форму полураскрытого бутона.
Вообще, растения имеют разные свойства, окраску стойкую и нестойкую. Орхидеи, розы, мальвы, синие и бордовые петунии долго сохраняют цвет. Анютины глазки – нет.
- Кроме цветов, какие ещё части растений используются?
- Листья, стебельки, веточки, плоды и семена. Особенно богатый материал дают осенние листья. И еще такой технический приём как скелетезирование, когда от листа остается только сеточка прожилок, напоминающая тонкое кружево или паутинку. Трудно поверить, что эти изящные детали были когда-то обыкновенным листом лопуха или коробочкой физалиса. Очень хороши скелетизированные дубовые листья резной формы.
- Я заметила, что основой для композиции служит красочный художественный фон?
- Бумага для фона должна быть достаточно плотная и хорошо удерживать влагу. Раскрашивается она методом оттиска при помощи мокрого стекла. Водорастворимые прозрачные краски – гуашь или акварель – наносятся на мокрое стекло и накладываются на бумагу. Когда стекло убираем, получается такой нежный, неповторимый и не вполне рукотворный оттиск.
А дальше – самое интересное. Процесс творчества, который доставляет мне огромную радость. Николай Васильевич Гоголь написал: «Едва ли есть высшее наслаждение, чем наслаждение творить». Это истина.
- В экспозиции все работы сопровождаются стихами. Вот, например, «Листопад».
За окном шумит листва густая,
И благоуханна, и легка,
Трепеща, темнея и блистая
От прикосновенья ветерка…
- Это замечательные строчки любимой мною поэтессы Марии Петровых. Иногда что-то сочиняю сама, но чаще обращаюсь к любимым поэтам. Стихи создают нужное настроение для восприятия работы. Один вид творчества дополняется другим, возникает удивительное чувство гармонии и одухотворённости, как в природе.
- Можно сказать, что природа – это храм, в котором Бог – Творец, а человек – соработник?
- Да, так и есть! Господь даёт такую радость. Каждый может её ощутить, надо только быть наблюдательнее, внимательнее к природе.
- Спасибо, Татьяна Антоновна, за интересную беседу! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Беседовала Марина СМИРНОВА
Авторский фоторепортаж с выставки смотрите здесь.