Публикации
Вечно актуально: притча о блудном сыне 02 марта 2024 г.

Слово о блудном сыне

Салютует над крышею дома
Пунцовеющей веткой рябина.
Возвращаюсь. До боли знакомо
Одиночество блудного сына.

Что когда-то погнало далече,
Жить распутно, горя и сгорая...
Может, душу больную излечит
Самый воздух родимого края?

С виду всё здесь всё так же, как было:
В старой церкви звучит так же просто
Слов евангельских мудрая сила,
Только больше крестов вдоль погоста...

В вечность каплями капают годы,
Проходя по Псалтири и святцам.
Что, душа, ты наелась свободы?
Значит, надо к Отцу возвращаться...

 

 Блудный сын

Притча о блудном сыне одна из самых известных. Большинство проповедников сходится во мнение что притча эта неисчерпаема по глубине духовного содержания и множеству духовных образов, которыми описано состояние человеческой души. Некоторые образы и выражения из неё нам знакомы с детства, иные – с поразительной точностью характеризуют нас сегодняшних, а некоторые – подсказывают и указуют путь, выход из определённых жизниенных ситуаций, в которые мы постоянно попадаем по своим грехам и духовному несовершенству. Вот почему притча о блудном сыне читается за литургией в третье приготовительное воскресенье перед Великим Постом, когда верующие готовятся к очищению от грехов через подвиг покаяния.

Нигде лучше не раскрывает нам Евангелие сущности покаяния, чем именно в притче о блудном сыне. Она выявляет нам постепенный внутренний процесс переворота грешника и полноту покаяния, которое состоит в сознании своего падения, искреннего раскаяния и смиренного обращения к Отцу Небесному.
«Лучшие одежды», в которые отец облачает вернувшегося сына, толкуются в синаксаре как покаяние, «кольцо» – как запечатление Духом Святым в Таинстве Миропомазания, «пир с вкушением откормленного телёнка» – как Евхаристия, Таинство Причащения. «Пение и ликование (музыка)» – символ торжества Церкви по поводу возвращения её заблудшего чада.

«Младший, блудный сын» – прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника. «Следующая часть имения», т. е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек. По разъяснению епископа Игнатия (БРЯНЧАНИНОВА) – это «...ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому христианину.
«В те времена, о которых рассказывает Господь, люди старались жить одной семьей. – Писал протоиерей Александр МЕНЬ. – Чем больше была семья, тем больше было рабочих рук, тем больше было возможности трудиться. Поэтому разделить дом, имение и хозяйство считалось ущербом. Если дети так поступали, это считалось обидой для родителей».

Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни. Там он быстро растратил имение – силы, ума, сердца и тела. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению.

И вот, точно после тяжёлой болезни и беспамятства, к нему возвращается сознание, и он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться, сознавая, что он оскорбил ими Господа, и, наконец, в глубоком смирении и сознании своего недостоинства, всегда сопровождающем искреннее покаяние, грешник реально осуществляет свою решимость и возвращается к отцу.
Под образом отца двух сыновей в притче подразумевается, конечно же, Отец Небесный. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит, отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. –  «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл, и распутного и голодного свинопаса принял, как любимого сына...

Образ старшего сына, который оказался недовольным тем приёмом, который отец оказал его грешному брату, являет тему зависти, самомнения, законничества, и одновременно - тему братской любви и взаимного прощения.

Мы все, в той или иной степени, в том или ином периоде своей жизни, ведём себя, как сыновья Милосердного Отца. Все мы своими грехами отчуждаемся от Его любви. И если мы в какой-то момент почувствуем это, «придём в себя», тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании: «Приими мя в число наемников Твоих!» И  будем приняты, как блудный сын.

Катехизатор