Каждое воскресенье (неделя) в период от Пасхи до Троицы имеет свое название. Так, на второе воскресенье после Пасхи празднуется Антипасха (от греч. — «вместо», «напротив»), — иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье.
Евангельское чтение этого дня посвящено воспоминанию первого явления воскресшего Иисуса Христа ученикам, а также уверению апостола Фомы на восьмой день по Пасхе.
С этого дня в Церкви начинаются венчания. Справить свадьбу именно в этот день считается благочестивой традицией.
В народе Антипасху называют еще Красной горкой, когда крестьяне выходили в луга и собирались на возвышенных местах, где уже не было весенней воды, потому и «горка». Молодёжь надевала праздничные наряды, что на фоне первой весенней листвы было очень красиво, «красно».
Следующая неделя, третья по Пасхе, посвящается женам-мироносицам. Мироносицы (несущие миро) – это те женщины, которые в ночь воскресения поспешили к гробу Христа, чтобы завершить положенный обряд погребения, умастить тело покойного Учителя ароматическими смолами (миром). Они не испугались злобы фарисеев и не стали сидеть взаперти, как это сделали апостолы. За это они первыми удостоились услышать от ангела радостную весть о воскресении Христа.
Среди мироносиц были Маpия Магдалина, Маpия (мать Иакова и Иосии), Маpфа и Маpия (сестpы Лазаpя), Саломия (мать Иакова и Иоанна Зеведеевых), Иоанна, Сyсанна и другие, имён которых не сохранило Предание. В память о них в этот день поздравляют всех христианок, отчего и само третье воскресенье по Пасхе называют «Православным женским днём».
Четвертая неделя по Пасхе именуется Неделей о расслабленном, она посвящена чуду исцеления больного, который несколько лет лежал у Иерусалимской купальни, но никак не мог первым спуститься в неё по возмущении воды. Это ангел Божий сходил в купель и возмущал воду, и первый человек, которому удавалось сразу вслед за этим спуститься в купель, исцелялся, чем бы ни болел.
За богослужением в это воскресенье поется следующая песнь: «Душу мою, Господи, расслабленную всякими грехами и неправедными делами, воздвигни Божественною Твоею силою, как некогда Ты воздвиг расслабленного, чтобы и мне, спасенному Тобой, воспевать: слава, Христе, державе Твоей».
Пятая неделя по Пасхе — о самарянке. Смысл этой встречи и духовной беседы в том, что Господь открывает самарянке по имени Фотиния духовный смысл Божией благодати, сравнивая его с действием живой воды. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены. А пьющий обычную воду утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».
Шестая неделя по Пасхе — о слепом. Здесь вспоминается великое чудо, которое совершил Христос: исцеление не просто ослепшего, но слепорождённого человека, который никогда не видел солнца, мира, лица собственной матери. Духовный смысл этого деяния в том, что духовные очи человеку может открыть только Бог. А те, кто хвалится прекрасным духовным зрением, знанием и праведностью, могут оказаться слепы.
В среду шестой седмицы совершается отдание праздника Пасхи и одновременно - предпразднство Вознесения Господня. Двунадесятый переходящий праздник Вознесения в текущем году мы отмечаем в четверг шестой седмицы по Пасхе.
Седьмая неделя по Пасхе — Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора. В этот день Святая Церковь чтит участников Первого из шести Вселенских соборов Церкви Христовой, который проходил в 325 году в городе Никее, при императоре Константине Великом.
Вселенским Собором называется всемирное собрание пастырей и учителей Церкви Христовой для утверждения истинного учения и благочиния в Церкви.
Первый собор знаменит тем, что обличил ересь Ария, отрицавшего Божество Иисуса Христа. В собрание вошли 318 епископов, среди которых были такие святые отцы как: Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец и другие.
На Первом Вселенском соборе в Никее был составлен Никейский символ веры, который исполняется всеми христианами за каждой литургией – молитва «Верую».
Праздник Святой Троицы – Пятидесятницы - отмечается на 50-й день по Пасхе.
Марина СМИРНОВА