Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях египтян, персов, греков, римлян. Яйца домашних птиц приносились в жертву богам. Богатые жертвовали золотые и серебряные слитки в форме яйца. У славянских народов яйцо ассоциировалось с весенним возрождением природы, с плодородием земли. В некоторых местностях яйцо закладывали в фундамент строящегося дома, чтобы спорилась работа у строителей, а счастье и благополучие сопутствовали его будущим хозяевам.
Самое раннее упоминание об обычае красить яйца связано с именем римского императора Марка Аврелия (121-180гг). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца стало обычаем.
Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красное пасхальное яйцо стало символом воскресения и вечной жизни, а красный его цвет символизировал Кровь Христову. Легенда гласит, что равноапостольная Мария Магдалина рассказала императору Тиберию о воскресении Христа из мертвых. Он не поверил и воскликнул: «Скорее белое яйцо станет красным, чем умерший восстанет!». И тут же случилось чудо: белое яйцо сделалось красным.
Но это лишь легенда. Есть и более рациональное объяснение. Во время Великого поста было запрещено есть яйца. Но яйца, снесенные домашними птицами во время поста, надо было каким-то образом сохранить, чтобы они не испортились. Для этого их варили. А чтобы в дальнейшем не перепутать вареные и сырые яйца (не будешь же каждое крутить, если их несколько сотен!) в воду для варки добавляли растения, содержавшие натуральные красители. Существовали народные способы хранения вареных яиц длительное время: их укладывали на проросшие зерна овса, ячменя или пшеницы.
На пасхальных народных гуляньях часто устраивались игры с яйцами. Выбирали небольшой ровный участок земли, утаптывали, в земле делали неглубокие лунки, в которые раскладывали крашеные яйца. Задачей каждого участника было выкатить понравившееся ему яичко из лунки с помощью специального тряпичного мячика.
Поскольку существовал обычай хранить яйца целый год до следующей Пасхи, со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры.
В 1666 году травщик Прокопий ИВАНОВ привез ко двору 170 деревянных яиц, расписанных по золоту цветными красками. Прославились изготовлением писанок и иконописцы: Иван МАСКЖОВ, Богдан САЛТАНОВ, Василий КУЗЬМИН, Никифор БАВЫКИН, братья Иван и Алексей ЗУБОВЫ. В 1874 году по заказу московских старообрядцев братьями ТЮЛИНЫМИ, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на точеных деревянных пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. За живопись на этих пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за большие яйца - по 25 рублей, а за малые - по 15 рублей за каждое. В то время за три рубля можно было купить корову, за пять – лошадь.
Появление в России при Петре I фарфора и стекла способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием ВИНОГРАДОВЫМ. Фарфоровые яйца чаще всего подвешивались при помощи ленты, продетой сквозь специальное отверстие, в красный угол, под иконы.
С XVIII века производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства. Яйца изготавливали из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.
Мировую славу снискали драгоценные пасхальные яйца-сувениры фирмы ФАБЕРЖЕ, изготовленные для российской императорской семьи. В 1885 году Александр III поручил Карлу ФАБЕРЖЕ изготовить ювелирное пасхальное яйцо в подарок супруге императрице Марии Федоровне. Заказ превзошел все ожидания, и, восхищенный талантом Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. Всего для венценосной семьи Романовых ФАБЕРЖЕ создал 56 уникальных пасхальных яиц — подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри яиц содержались великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.
12 пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц – сибирского золотопромышленника Александра КЕЛЧА, князя ЮСУПОВА и для герцогини МАЛЬБОРО. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал «Форбс» и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.
После революции 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась до наших дней.
Полезные советы по окрашивания яиц
* Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа выдержать при комнатной температуре, а при варке в воду добавить столовую ложку соли.
* Для обычных крашенок подойдет луковая шелуха (цвет – от желтого до шоколадного), сушеные молодые березовые листья (желтый) или васильки (голубой), или стандартные пищевые красители.
* Можно варить яйца в течение 10 мин с овощами: шпинат (зеленый), порезанная свекла (малиновый), краснокочанная капуста (синий). Если добавить в горячую воду 2-3 ст. л. куркумы, получится красивый золотистый оттенок. Для получения темно-коричневых яиц их надо отварить в 250 мл кофе.
* Чтобы яйца были покрашены изнутри, а не снаружи, нужно отварить их 3 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой, а затем кипятить еще 1-1,5 в крепкой чайной заварке с добавлением гвоздики, корицы и кориандра.
* Для крашения яиц «в крапинку» мокрые яйца обваливают в сухом рисе, плотно заворачивают в марлю и затем красят любым способом. Для «мраморного» эффекта вместо риса яйца можно обернуть в луковую шелуху и обвязать хлопчатобумажной тканью. Можно варить яйца, обмотав их разноцветными шелковыми лоскутками и нитками, тогда на них получаются интересные разводы. В этом случае в воду для варки добавляется ч. л. соды, а в воду для ополаскивания готовых яиц – немного уксуса.
* Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом или несоленым салом.
Марина СМИРНОВА