Воскресение Христово – Пасха - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. С первых веков нашей эры складывались и закреплялись традиции и обычаи празднования этого великого дня. Очень часто вросшие в быт народов языческие обычаи приобретали новый, христианский смысл. Например, сам день Воскресения Христова заменил весенний праздник Солнца, день новой жизни и обновления.
Светлая седмица
Светлая седмица, также Пасхальная или Святая — неделя, следующая за Пасхой.
Во все ее дни положено пасхальное богослужение: утреня, литургия и крестный ход, на котором верующие поют праздничные песнопения, и священник всех кропит святой водой. Звучит праздничный колокольный звон.
В течение всей недели царские врата храмов открыты, в знак того, что Воскресший Христос открыл верующим в Него двери Рая — Царства Небесного. 66-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся».
В Светлую Субботу, после Литургии верующим раздают артос – хлеб, который стоял на солее перед открытыми царскими вратами всю Пасхальную неделю. Артос хранится как святыня, употребляется натощак с молитвой и святой водой.
Чудо Благодатного огня
На протяжении без малого двух тысяч лет христиане встречают свой величайший праздник - Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Посередине этого храма находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос. Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня. Самые ранние упоминания об этом чуде встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком.
В Великую Субботу православный патриарх входит внутрь Кувуклии (часовни) Гроба Господня, где уже установлена большая лампада и полагаются 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Вход запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Присутствующие молятся, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии. В это же время двери Гроба открываются, и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь. Первое время - 3-10 минут, загоревшийся огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет.
В 1579 году армянское духовенство созвало на Пасху со всего Ближнего Востока множество единоверцев. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от Кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении огня. Армянский Патриарх молился в Кувуклии около суток, однако чуда не последовало. Затем с неба ударил луч и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился православный патриарх. Из нее во все стороны брызнул Благодатный огонь и зажег свечи у православного патриарха. Эта колонна, рассеченная небесным огнем, сохранилась до наших дней.
Ежегодно Благодатный Огонь доставляется самолетом из Иерусалима в Россию, в храм Христа Спасителя к началу праздничного богослужения. Отсюда огонь доставляется во все города страны.
Дорого яичко к Святому дню
Самое раннее упоминание об обычае красить яйца связано с именем римского императора Марка АВРЕЛИЯ (121-180гг.). В день, когда он родился, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. С 224 года у римлян посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца стало обычаем.
Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красное пасхальное яйцо стало символом воскресения и вечной жизни, а красный его цвет символизировал Кровь Христову.
Со временем яйца стали делать из дерева и расписывать их орнаментами, узорами. Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры.
С XVIII века пасхальные яйца изготавливали из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием ВИНОГРАДОВЫМ.
Подлинными шедеврами ювелирного искусства стали пасхальные яйца ФАБЕРЖЕ. Внутри яиц содержались живописные миниатюры, фигурки птиц, букеты цветов. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом. В настоящее время 12 раритетных пасхальных яиц Фаберже хранятся у английской королевы, 11-ю владеет американский журнал «Форбс» и 10 находится в Оружейной палате Московского Кремля.
После революции 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась до наших дней.
Красная горка
Во время Великого поста в Церкви не совершаются венчания. Они начинаются в первое воскресенье после Пасхи – Антипасху или Фомину неделю. В народе этот день считался весенним молодежным праздником, и назывался Красной горкой. В 2018 году он отмечается 15 апреля.
Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «красными», что значит «красивыми». В эти дни девушки и парни знакомились, выбирали себе суженых, шло сватовство, играли заранее условленные свадьбы.
Пасха для усопших
Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Поэтому если человек умирает на Пасху, то его даже отпевают по особому пасхальному чину.
Поминовение усопших возобновляется во вторник второй недели по Пасхе (в 2018 г. 17 апреля). В этот день Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Само его название пришло от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Тризнами или Радаваницами.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и молитва. Молитва за усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).
В Киево-Печерском Патерике есть удивительная история. Один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!».
Марина СМИРНОВА