Публикации
Надежда православной Франции 26 октября 2024 г.

Храм подворья Трёх Святителей на рю Петель в Париже

В Париже на улице Петель есть скромное одноэтажное здание, мимо которого можно пройти и не заметить, и только восьмиконечный православный крест над дверями говорит о том, что здесь – церковь. Это храм первой русской эмигрантской общины Трёх Святителей, с великими трудами добившейся выделения ей крошечного особнячка на рю Петель, чтобы было где совершать Божественную литургию.
Православная община в Париже была очень бедной. На службу христиане приносили с собой, что у кого было, для общей трапезы. Совсем, как в Древней Церкви на заре христианства. Эмигранты жили в основном на съемных квартирах, плата за которые была основной статьёй семейного бюджета. Вносить деньги за жильё следовало вовремя, иначе можно было оказаться на улице.
И в это трудное время появилась в Париже Иверская икона Пресвятой Богородицы, вывезенная из России.
Случилось это так. Один их прихожан-эмигрантов, москвич по фамилии ПАВЛОВ, случайно увидел в витрине антикварного магазина большую икону Богородицы, загороженную другими предметами. Он сразу узнал в ней Иверскую икону из часовни на Красной площади, и решил, что она вывезена из России в время Гражданской войны. Но то, что он узнал в магазине, повергло его в шок. Икона оказалась на 200 лет старше, чем он предполагал; она была вывезена из разорённой и сожжённой Москвы одним из офицеров армии Наполеона, и теперь потомки этого офицера решили её продать…
Иверская икона БогородицыВся русская эмиграция взволновалась. Это был ценнейший первый список с подлинника Иверской иконы, сделанный в 1752 году, во всём подобный второму списку 1852 года!
Антиквар запросил за икону неслыханную сумму – 25 тысяч франков. В те годы русский эмигрант был счастлив, если мог заработать 250 франков в месяц. Тем не менее, был создан комитет для организации сбора средств на выкуп иконы, который возглавил митрополит Вениамин (ФЕДЧЕНКОВ). Собранный задаток позволил взять икону из магазина и совершать перед ней молебны.
Первое богослужение прошло в Париже, в греческом соборе св. Стефана на рю Бизе, затем – в соборе Александра Невского на рю Дарю. Потом икону повезли в Ниццу, в свято-Николаевский собор. Но радость православных эмигрантов была недолгой. Несмотря на активный сбор средств, денег поступило мало, и святой образ был вновь выставлен на продажу.
Тогда владыка Вениамин поехал в магазин для переговоров. Ему удалось убедить продавца снизить цену до 15 тысяч франков и забрать икону с собой. Митрополит Вениамин провёл бессонную ночь в молитве, прося Пресвятую Богородицу вразумить его, как достать деньги за три дня, которые оставались до продажи святыни на аукционе. Эта молитва не прекращалась у него и на следующий день, когда он служил Божественную литургию. И вот во время Евхаристического канона услышал ответ: «Где же твоя вера?». В сердце Владыки всё умирилось, и он понял, что святыня останется в церкви.
В этот день Владыка произнёс вдохновенную проповедь, призывая пожертвовать свои сбережения и дать взаймы приходу деньги, которые у каждой семьи в течение месяца откладывались на оплату квартир. Одна женщина принесла скопленные на похороны деньги. Её примеру последовали многие. Владыка разослал письма в другие города. Замечательно, что никто не отказался помочь, и что никого из тех, кто жертвовал «неприкосновенные» квартирные деньги, не выгнали с квартиры! Так был собран очередной взнос. Последующие взносы собирали, продавая фотографии чудотворного образа. Владыка сам отвёз деньги антиквару. Продавец был изумлён, что в такие короткие сроки была собрана нужная сумма. Это было настоящее чудо!
Утром 17 января 1932 года икону принесли в Александро-Невский собор на рю Дарю, где перед нею был отслужен торжественный молебен. Затем образ был перенесён на Трёхсвятительское подворье на рю Петель, где и находится по сей день.
Вначале двери храма не закрывались круглосуточно, как в Иверской часовне в Москве. Но шло время, эмиграция угасала, новое поколение русских, родившихся во Франции, уже не так воспринимало поклонение Иверской, и постепенно молебны служить перестали.
 Возрождение традиций началось в 1975 году, когда служить на подворье был прислан архимандрит (тогда ещё простой иеромонах) Георгий (ВОСТРЕЛЬ), австриец по происхождению. Именно с его именем связывают возрождение традиции литургического почитания Иверского Парижского образа. С 1984 года ежедневно по средам вечером на рю Петель собираются православные христиане разных национальностей и поют акафист перед чудотворным образом…
…Нельзя сказать, что за Всенощным бдением в церкви Трёх Святителей было много народа. Но люди приходили и приходили во время службы. И когда наступило время прикладываться к Иверской иконе в конце богослужения, к образу выстроилась приличная очередь. Здесь, в центре Парижа, за тысячи километров от России, шла служба на русском (церковно-славянском) языке, потомки русских эмигрантов припадали к русской чудотворной иконе, а мы, туристы-паломники, впервые за недельное пребывание в Париже, чувствовали себя, как дома…

Текст: Марина СМИРНОВА
Фото автора. 

Собор Александра Невского на рю Дарю в Париже