Тайна смерти и погребения
Как и чем помочь новопреставленным и их родственникам?
Человек не может жить без веры. Отдельный вопрос: во что и как верить? К вере своей каждый идёт своим путём, по дороге замечая, что есть попутчики, и они разные. Одни скоро и уверенно шагают, зная, куда направляются; а другие медлят и оглядываются без конца, обнаруживая смятение и неуверенность.
Должно быть, нет на земле человека, который рано или поздно не задал бы себе вопроса: «А для чего, собственно, я живу? В чём смысл моей жизни?». Действительно, для чего? Чтобы построить дом, завести семью и воспитать детей, ну, и попутно, ещё - заложить яблоневый сад? Потому что где-то очень глубоко в каждой душе живёт образ утраченного Рая, как цветущего и плодоносящего сада.
Ну, в самом деле: кому 70, кому 80 лет на этой земле отмерено; кому ещё больше, а кому и вовсе немного. Почему так? А что дальше: сон без сна? Пустышка? Чёрный провал?
Хорошо тем, кто с детства воспитан в русле Православия, потому что это такое совершенное мировоззрение, в котором есть исчерпывающие ответы на все человеческие вопросы. А во что верить тому, кто ничего не слышал о вечности, о рае и аде; а лишь усвоил традиции по принципу: «отцы и деды заповедали, и не нам отменять»?
Восемьдесят лет безбожия посеяли ужасающую духовную разруху в головах и сердцах русских людей. Логично, что самым больным местом в повседневной бездуховной жизни становится самый конец её, раз она – единственная ценность. И конец этот требует, чтобы он был как-то обставлен, и не просто как-то, а торжественно и возвышенно. Великая вещь – генетическая память! В русском человеке подсознательно живут и языческая вера в посмертную жизнь предков, и подспудная, неистребимая христианская вера в будущее воскресение.
Значит, при погребении родного человека надо максимально всё сделать, чтобы покойный «не обижался», и чтобы нас, оставшимся в этом мире, совесть бы не беспокоила.
Вот и делают. Окна и форточки настежь открывают, когда умирает человек, «чтобы душа легче отошла», зеркала завешивают чёрным или белым, «чтобы покойник не привиделся», мужчинам перед погребением галстук разрезают или развязывают, «чтобы на том свете не удавился». И нет числа суевериям по дороге на кладбище и обратно: колючими ветками дорогу устелют, «чтобы дорогу указать»; за поминальным столом покойному прибор поставят, с хлебом и водкой. И на свежей могиле обязательно языческую тризну справят: выпьют «за помин души», да ещё и холмик водкой обольют. К вещам покойного до 40 дня никто не прикасается, боясь «обидеть» или «потревожить душу».
А если кто-то из родственников или соседей расскажет, что, мол, хорошо бы в церкви отпеть, хотя бы заочно, да сорокоусты по храмам заказать, милостыню подать бедным за усопшего (от его имени), да ещё чтение какой-то Псалтири, - пускай и это всё справят, раз знающие люди говорят, что надо. На всякий случай.
Но вот сделано всё, что было нужно и то, что не нужно. Достаточно ли? Нет. Сердце всё равно болит, и слёзы текут, разлука причиняет нестерпимую боль, и не верится в сочувственные слова о том, что время, мол, лечит…
И, вот тут-то как раз, задуматься бы глубоко, что, собственно произошло? Действительно ли кончено всё? И нет никакой надежды? А кто говорит, что нет? Диалектический материализм? Но кто его сейчас помнит? Кто в него верит?
Должно, должно быть утешение, оно есть, и вот оно – в церковной доктрине вечной жизни! Каково однажды осознать, что смерти и вовсе нет; а человек живёт на земле именно для того, чтобы жить вечно; и что со всеми дорогими нашими усопшими нас ждёт впереди встреча. И что мы, живые, даже можем помочь им, отошедшим в вечность в неведении о том, что их там ожидает.
Хорошо, если кто-то рядом найдёт правильные слова правильного утешения. Поддержит, укажет, направит. И тогда горе может стать началом новой жизни и такой новой радости, которую никто никогда уже не отнимет!
Выводы
Если кто-то рядом умирает, - придите на помощь.
Если ещё не поздно, и умирающий в сознании, пригласите священника со Святыми Дарами. Если, конечно, больной сам не будет возражать против этого.
В день кончины возьмите на себя церковную часть заботы об умирающем.
Уединитесь в комнате и прочтите канон Пресвятой Богородице на исход души.
В день погребения закажите отпевание в одном из храмов и сорокадневное поминовение, по возможности, в нескольких.
Пригласите знакомых почитать Псалтирь за покойного, сменяя друг друга. Если есть возможность и желание, продлите чтение Псалтири до 40-го дня.
Не спорьте ни с кем, если увидите вышеописанные уродливые языческие пережитки в процессе прощания и похорон. Проводы покойника – не место и не время для богословских споров, поэтому просто про себя помолитесь, чтобы Господь простил.
Выполняйте мелкие поручения, с которыми к вам обратятся родные усопшего.
Не оставляйте осиротевшего человека и после похорон. Расскажите в утешение о православном обряде погребения и посмертном существовании души; ознакомьте с правилами поминовения усопших в Церкви и дома.
Всё это, разумеется, имеет смысл в том случае, если покойный был крещён.
Посоветуйте творить милостыню от имени усопшего, не дожидаясь 40-го дня.
Постарайтесь ответить на все вопросы, которых, по собственному опыту знаю, будет немало; если встретятся сложные, предложите побеседовать со священником.
Помните, что это постигшее вашего ближнего горе, эта потеря не случайна; именно она может и должна привести его к Богу. А тот, кто отвратит грешника от пути его, тот спасёт свою душу и покроет множество собственных грехов.
Приложение:
1. Что делать, если день погребения совпадает с великим церковным праздником?
Ни в коем случае не надо переносить день погребения по этой причине; усопших хоронят даже на Пасху!
2. Что делать, если человек умер некрещёным?
К сожалению, в этом случае, душа его лишается церковной молитвы. И не надо искать обходных путей, их нет: обмануть можно людей, даже священников, но только не Бога. В этом случае остаётся только домашняя молитва и милостыня, творимая от имени усопшего.
3. Что делать, если человек сам себя лишил жизни?
Такой человек не лишается церковного поминовения только в том случае, если был душевно болен, и об этом есть медицинская справка. Разрешение на поминовение таких людей и рассмотрением всех обстоятельств занимается специальная епархиальная каноническая комиссия. При отрицательном решении – см. пункт 2.
4. Правда ли, что самоубийц можно поминать единственный раз в году, в Троицкую родительскую субботу?
Нет, не правда. Предрассудок этот возник вот отчего. В старину самоубийц не хоронили даже не кладбищах, земля которых считалась освящённой. Всех лиц, преставившихся при неизвестных обстоятельствах и лишённых поэтому церковного поминовения, хоронили за пределами кладбища, в специальных братских могилах с обожжёнными стенками, именуемых скудельницами. Перед Троицей, в субботу совершался обряд проводов скудельницы, сопровождаемый литиёй, когда могилу с молебным пением закрывали, а потом копали новую. Среди таких, безвестно умерших, могли быть и святые, людям это неизвестно, потому и служили раз в году над этой могилой литию. Но это не означает, что в этот день можно в Церкви поминать самоубийц.
Широко распространён подлинный рассказ о том, как родители знатного самоубийцы тайно послали на Афон крупную сумму с просьбой молиться о сыне. Через три(!) года все деньги до копейки были возвращены обратно с припиской: «Молитва не принимается».
И в этом случае остаётся только домашняя молитва и милостыня, творимая от имени усопшего.
Марина СМИРНОВА