Во всех храмах Сормовского благочиния прошли праздничные богослужения.
Вторую Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в праздничный день и всенощное бдение накануне совершил настоятель этого храма, благочинный Сормовского округа иерей Андрей Рузанов в сослужении иерея Александра Калаганова и протодиакона Василия Тыбулевича.
На утрене священнослужители вынесли из алтаря Крест Господень, установили посередине храма на аналой для поклонения верующих и совершили трёхкратное коленопреклонение перед святыней.
За Божественной литургией была вознесена молитва о Святой Руси.
По окончании богослужения иерей Андрей Рузанов поздравил прихожан с праздником Воздвижения, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн и произнёс проповедь о Кресте Господнем.
27 сентября Русская Православная Церковь вспоминает сразу два события: чудесное обретение в 326 году в Иерусалиме Животворящего Креста Господня и возвращение его из персидского плена. В обоих случаях после обретения Креста его поднимали (то есть воздвигали), чтобы все верующие могли поклониться святыне.
В 326 году император Константин Великий пожелал найти Крест, на котором три века назад был распят Христос. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста, несколько гвоздей и доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Правда, доска лежала отдельно и понять, какой именно из трех крестов — Господень, было нельзя. Тогда решили прикладывать кресты к больному, и он исцелился после прикосновения ко Кресту Христову. Когда же мимо Голгофы прошла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения Креста Господня он воскрес.
Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, желающих воочию увидеть обретённый Крест Христов, и тогда иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста вверх, чтобы все могли увидеть святыню. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Константин, воодушевленный находками, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила. 13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 — по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящении храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.
В 614 году Крест Господень был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя, в 628 году, когда император Ираклий одержал победу над Персией.
Почти сразу после обретения Крест Христов был разделен: одну частицу царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Иерусалимская и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.
По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит на вечернем богослужении накануне праздника 26 сентября: священник или епископ выносит крест на амвон и пять раз осеняет им стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). После крест выносят на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
В Крестовоздвижение у православных строгий пост.
Об истории, молитвословиях, традициях празднования Крестовоздвижения на Руси.
Фоторепортаж Марины Смирновой