Вторую Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе совершил иерей Серафим Творогов.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
В этот год память святого равноапостольного Владимира совпала с воскресным днём. Богослужения прошли при большом стечении прихожан, многие пришли с детьми. Среди причастников Святых Христовых Таин было много именинников – младенцев, отроков, юношей и мужчин, крещённых в честь святого крестителя Руси.
По окончании богослужения иерей Серафим Творогов обратился к пастве. Он поздравил прихожан с праздником памяти одного из любимых русских святых – равноапостольного князя Владимира, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн.
Справка: святой Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 год. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к Киеву и другие земли. Именно он стоял у истоков принятия христианства на Руси. Его воля и государственное решение определили духовный путь русского народа, направление истории и развитие культуры.
Владимир – сын князя Святослава, внук святой равноапостольной княгини Ольги. Его мать - Малуша — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским.
Малуша стала христианкой, вместе с великой княгиней Ольгой приняв Крещение в Царьграде, а князь Святослав против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга отправила Малушу на свою родину, в селение недалеко от Пскова. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий особым даром мира. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче — центре Древлянской земли — Олег, в Новгороде — Владимир. В первые годы княжения он был яростным язычником.
Владимир начал поход против христианина Ярополка и 11 июня 978 года взял Киев, став князем Киевским. Потом он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их о вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в завершение своего рассказа показал картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше.
Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять грекам Русь. Вскоре он пошел на них войной и взял Корсунь, так древние русичи называли Херсонес. Отсюда князь отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что она может стать женой лишь христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь был поражен слепотой.
Так, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир принял его в 988 году и получил имя Василий. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
С царевной Анной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, совершилось венчание Владимира и Анны. Город Корсунь был возвращен Византии, а великий князь отправился с супругой в Киев. Впереди великокняжеского поезда несли кресты, иконы, святые мощи.
В Киеве Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в городе как Крещатик. Вслед за ними приняли святое Крещение многие бояре.
Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них – идол Перуна — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовала евангельская проповедь, и, наконец, массовое крещение киевлян в Днепре.
Затем князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников Феодора и Иоанна. Великолепная церковь строилась пять лет, была богато украшена настенной фресковой живописью, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни. В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги.
После Киева и его окрестностей верой христовой были просвещены Новгород, Ростов и Суздаль.
Скончался святой князь Владимир 15 июля 1015 года, после тяжёлой болезни, в селе Спас-Берестове. Его святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма.
В народе святого равноапостольного князя Владимира прозвали «Красным Солнышком». Дело его продолжили сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Фоторепортаж Марины Смирновой