Князь Владимир правил Русью в период с 978 по 1015 годы. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к Киеву и другие земли.
Личность князя Владимира имеет для современной России судьбоносное значение. Он стоял у истоков принятия христианства на Руси. Именно его воля и государственное решение определили духовный путь русского народа, направление истории и развитие культуры.
По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского ГЕОРГИЯ 28 июля во всех храмах, монастырях и архиерейских подворьях Нижегородской епархии прошли торжественные богослужения.
В этот же день, в полдень по местному времени, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА во всех храмах Русской Православной Церкви прозвучит колокольный звон-благовест. Впервые единовременный звон в день памяти святого князя объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и других стран в 2012 году.
Владимир был сыном князя Святослава и Малуши – дочери древлянского князя Малха, а также внуком святой равноапостольной Ольги. Приведя к покорности восставших древлян и овладев их городами, Ольга повелела казнить их князя, а его детей Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Малуша стала христианкой, вместе с великой княгиней Ольгой приняла Крещение в Царьграде, и князь Святослав против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном, отправила Малушу в селение недалеко от Пскова. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче Древлянском — Олег, в Новгороде — Владимир. В первые годы княжения он был яростным язычником.
Владимир начал поход против Ярополка-христианина и 11 июня 978 года вступил в Киев, став главой Киевского государства. Затем завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в языческой вере.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их о вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в завершение своего рассказа показал картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше.
Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять грекам Русь. Вскоре он пошел на них войной и взял Корсунь (Херсонес). Отсюда князь отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что она может стать женой лишь христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь был поражен слепотой.
Так, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир принял его в 988 году и получил имя Василий. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, совершилось венчание Владимира и Анны. Город Корсунь был возвращен Византии, а великий князь отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. С царевной Анной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями.
В Киеве Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в городе как Крещатик. Вслед за ними приняли святое Крещение многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них – идол Перуна — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, Владимир объявил, чтобы все жители Киева, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения.
В назначенный день они собрались на берегу Днепра. Сюда прибыл и сам Владимир с христианскими священниками. Киевляне вошли в реку, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы. И князь молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.
С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. Церковь строилась пять лет, и была богато украшена настенной фресковой живописью, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни.
День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Тогда же князем была пожалована Церкви десятина, и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги.
Стараниями князя Владимира верой Христовой были просвещены Новгород, Ростов и Суздаль. В народе его называли «Красным Солнышком».
Скончался Владимир 15 июля 1015 года в селе Спас-Берестове. Он правил Русским государством 37 лет, из них 28 прожил во святом Крещении. Святые мощи князя были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром НЕВСКИМ после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание князя началось на Руси значительно раньше.
Источник: Официальный сайт Нижегородской митрополии.