Вторую Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе и всенощное бдение накануне возглавил настоятель храма, благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН.
Отцу благочинному сослужили протоиереи Сергий РАДАЕВ и Алексий МАСЛАНОВ, священник Александр КАЛАГАНОВ, протодиакон Василий ТЫБУЛЕВИЧ и диакон Даниил УМАРЕВ.
Богослужения состоялись в Никольском приделе верхнего храма собора.
На праздничной утрене священнослужители совершили чин освящения ваий (вербы). Вербное воскресенье – русское название этого двунадесятого праздника. Если на Востоке освящаются пальмовые ветви, украшенные цветами, то у нас к этому дню в природе расцветает только верба. Делается это в память встречи Господа жителями Иерусалима, которые при этом держали в руках пальмовые ветви.
За Божественной литургией была вознесена молитва о восстановлении мира на Украине.
Проповедь на тему Входа Господня в Иерусалим на вольные Страдания произнёс священник Александр КАЛАГАНОВ.
По окончании литургии священнослужители совершили славление перед праздничной иконой.
Богослужение прошло при большом стечении прихожан, многие причастились Святых Христовых Тайн.
Обращаясь к пастве, настоятель поздравил прихожан с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн, а также передал благословение Управляющего епархией, митрополита Нижегородского и Арзамасского ГЕОРГИЯ, об открытии пасхального благотворительного сбора средств в помощь Донецкой и Луганской республикам. Отец Александр КОПЕЙКИН сообщил также, что в Донбасс от Нижегородской епархии уже отправлены две автоколонны с продовольствием, вещами первой необходимости, медикаментами и строительными материалами.
В завершение празднования священники окропили святой водой вербы у прихожан.
Историю праздника Входа Господня в Иерусалим можно прочесть в евангелии от Иоанна, глава 12.
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?». Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!».
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Фарисеи же говорили между собою: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним». Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: «Господин! Нам хочется видеть Иисуса». Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
Иисус же сказал им в ответ: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: «Это гром»; а другие говорили: «Ангел говорил Ему».
Иисус на это сказал: «Не для Меня был глас сей, но для народа». Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
Народ отвечал Ему: «Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто Этот Сын Человеческий?».
Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?». Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
Иисус же возгласил и сказал: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец».
Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Кондак, глас 6
На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних, и мы Тебе вопием: Благословен Грядый во имя Господне.
Фоторепортаж Марины СМИРНОВОЙ
Подробнее о празднике Входа Господня в Иерусалим
Читаем с детьми: как праздновала Вербное воскресенье старая Москва.
Этой публикацией завершается на нашем сайте миссионерский проект «Двунадесятые праздники».