Преосвященному ИЛИЕ сослужили священник Александр КАЛАГАНОВ, протодиакон Василий ТЫБУЛЕВИЧ и диакон Даниил УМАРЕВ.
По окончании богослужения отец Александр поздравил прихожан с первой на поприще Великого поста литургией Преждеосвященных Даров, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн. Священник пожелал также всем плодотворной духовной работы во время поста, посоветовал больше читать Священное Писание, чтобы поучаться мудрости и укрепляться в благочестии.
Справка: Более 1000 лет назад у христиан был обычай причащаться самостоятельно. Причастие уносили в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.
Обычай этот среди монахов существовал вплоть до XV в., а вот среди мирян прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, и неизбежно понизился уровень духовной жизни. Люди перестали брать Тело Христово домой, а стали приходить в будние дни в храм, чтобы причаститься. А во время Великого поста, когда в будние дни не совершается литургия, причащались на особом богослужении — литургии Преждеосвященных Даров.
Это красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, по средам и пятницам, в праздники 40 мучеников СЕВАСТИЙСКИХ, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна ПРЕДТЕЧИ, в четверг 5-й седмицы Великого поста «Стояние Марии ЕГИПЕТСКОЙ», а также в дни храмовых праздников.
На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма.
Достоверно неизвестно, кто является составителем чина этой литургии. Авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию ВЕЛИКОМУ, и Григорию БОГОСЛОВУ, и Иоанну ЗЛАТОУСТУ, и другим. Современный славянский служебник указывает на авторство св. Григория ДВОЕСЛОВА, папы Римского(VII в.). Но это надписание появилось не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной реформы патриарха Никона в XVII веке. В современных греческих служебниках указание на святителя Григория ДВОЕСЛОВА как автора чина литургии отсутствует. Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной вечерней. В ходе богослужения исполняется множество трогательных молитвенных песнопений, настраивающих души на покаяние.
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».
Перевод: «Пусть вознесется молитва моя, как благоухание фимиама пред Тобою, а жертвой вечерней станет воздеяние рук моих. Господи, воззвал к Тебе, услышь меня, внемли голосу моего моления, когда к Тебе взываю. Охрану приложи устам моим, и ограду у двери уст моих. Не дай сердцу моему уклониться к лукавству, измышлять самооправдания во грехах…»
Фоторепортаж Марины СМИРНОВОЙ