Чин освящения колокола возглавил настоятель храма, благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН. Отцу Александру сослужили священник Александр КАЛАГАНОВ, протодиакон Василий ТЫБУЛЕВИЧ и диакон Даниил УМАРЕВ.
По окончании молебного пения колокол подал голос. Первым в него ударил отец настоятель, потом – священнослужители, а далее – все желающие. Звоны не смолкали долго.
Колокол имеет вес 310 кг, он отлит из специальной бронзы на Ярославском колокольном заводе в городе Тутаеве. Колокол украшен художественным литьём. На четыре стороны света на нём изображены сюжеты: Распятие, Господь Вседержитель, преподобный Серафим САРОВСКИЙ и святой благоверный князь Александр НЕВСКИЙ.
Надпись славянской вязью гласит: «Отлит сей колокол в лето 2022 от Р. Х. для Спасо-Преображенского собора города Нижнего Новгорода попечением боголюбивых прихожан, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси КИРИЛЛЕ, митрополите Нижегородском и Арзамасском ГЕОРГИИ».
Справка: Первые колокола появились в IV-V веках, именовались они тогда «кампанами» по имени римской провинции Кампания, где их отливали. На Руси они появились после принятия христианства, но широко распространились с конца ХVI века. Колокола прочно вошли в церковный обиход, соединились с православным богослужением и стали символами русского народного благочестия. Русские цари часто дарили колокола храмам и монастырям, традиция эта прочно укоренилась и в народе, где средства на колокол собирали всем миром. Колокола отливали в память родителей, а также по обету с обещанием отдать колокол в храм после исполнения желаний.
Секреты состава колокольных сплавов мастера хранили, передавая из поколения в поколение. Считалось, что благородные металлы улучшают качество звука колокола, поэтому на отливку кампана жертвовали не только деньги, но серебряную утварь и ювелирные украшения. У каждого колокола свой голос. Большим колоколам, в зависимости от тембра звучания, даже давали имена: Лебедь, Сысой, Благовест, Переспор.
Украшали колокола иконами святых, делали исторические надписи, иногда отливали цитаты из Священного Писания или молитв, например: «Благовествуй земле радость вечную, хвалите небеса Божию славу» (молитва звонаря).
Традиции колокольных звонов складывались в зависимости от богослужений годового круга. Например, в Великий пост полагался звон медленный и печальный – постный благовест, а в праздники – громкий и радостный трезвон.
Местные умельцы обучали звонам молодёжь по определённым правилам. Так сложились московские, новгородские, ростовские и другие звоны. Фестивали колокольных звонов сейчас ежегодно проходят во всех епархиях Русской Православной Церкви.
Как новорождённого человека положено было крестить, так и отлитый колокол, прежде чем повесить на звонницу, освящали. Существует специальный «Чин благословления кампана, сиесть колокола или звона», где сказано, что колокол необходимо окропить святой водой сверху и изнутри.
В истории строительства Спасо-Преображенского Сормовского собора, построенного на народные средства (1 копейка с каждого рубля зарплаты рабочих Сормовского завода), есть сведения и о колоколах. Одиннадцать колоколов общим весом 26,5 тонн были изготовлены по специальному заказу в Ярославле. Так как большие колокола не могли быть подняты на колокольню, для них была устроена специальная, отдельно стоящая звонница, которую хорошо видно на старых фото.
В 20-х годах Спасо-Преображенский собор был разграблен. Деревянная звонница была сломана, колокола конфискованы. По одной версии они были переплавлены в меднолитейном цехе завода «Красное Сормово», по другой – затоплены в Волге.
Фоторепортаж Марины СМИРНОВОЙ