Божественную литургию 18 января, в Крещенский сочельник, в Спасо-Преображенском соборе возглавил его настоятель, благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН. Отцу Александру сослужили священник Александр КАЛАГАНОВ и диакон Евгений СТАРОСТИН.
По окончании Божественной литургии священнослужители вынесли Царскими вратами праздничную икону Крещения Господня, установили её на аналое посреди храма и совершили чин Великого освящения воды.
Отец Александр КОПЕЙКИН, по обычаю, окропил всех святой Крещенской водой. В это время отец Александр КАЛАГАНОВ также освятил воду в резервуарах нижнего храма – в Ильинском приделе Спасо-Преображенского собора.
Затем священники совершили чин освящения колива, которое тут же было роздано прихожанам.
Крещенский сочельник – это канун праздника Богоявления или Крещения Господня. Этот день называется еще Навечерием Богоявления. Навечерие – приготовление к празднику. А слово «сочельник», по аналогии с Рождественским сочельником, происходит от обычая строгого поста в этот день и вкушения сочива или колива – пшеничных зёрен, варенных с мёдом и изюмом, заправленных маковым или миндальным молочком. Первый раз принимают пищу в Крещенский сочельник после Литургии и Великого освящения воды, которое проходит в этот день в храмах.
На следующий день, 19 января, ночную Божественную литургию совершил также благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН в сослужении священника Александра КАЛАГАНОВА и и диакона Евгения СТАРОСТИНА. По окончании литургии вновь состоялся чин Великого освящения воды.
19 января обычно проходят крестные ходы на природные источники и водоёмы, и вода освящается по всей земле. Так в Сормове, на Парковом озере, прошло освящение купели для массовых Крещенских купаний. Воду освятил старший священник храма Всех Святых на Новосормовском кладбище протоиерей Виктор ИЛЬИЧЁВ. Отец Виктор поздравил собравшихся с праздником Крещения Господня и пожелал здоровья и помощи Божией.
Вторую Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе совершил старший священник храма митрофорный протоиерей Николай САВУШИН в сослужении протодиакона Александра СЕМЁНОВА. По окончании второй литургии воду освятили ещё раз.
За богослужениями помогали волонтёры православного молодёжного движения «Сормовские пчёлки». Они следили за порядком в храме и свечами, протирали иконы, напоминали прихожанам о соблюдении социальной дистанции, а в перерывах между службами дежурили на раздаче Крещенской воды.
История праздника Богоявления повествует, что когда Иисус пришёл на Иордан креститься от Иоанна, тот стал Его удерживать, замечая:
- Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ:
- Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
В это время открылось небо, и Глас с небес возвестил:
- Се – сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение!
А ещё раньше, когда Иисус только подошёл к Иоанну-Крестителю, тот увидел нал Ним Святого Духа в виде голубя, спускавшегося на Иисуса. (Мф. 3, 14 – 16).
Поэтому праздник имеет название «Богоявление»: впервые зримо людям является Бог-Троица: Иисус, Сын Божий, приходит креститься, Дух Святой в образе голубя сходит на Него, и с небес слышен голос Бога-Отца, который свидетельствует о Сыне.
Тропарь, глас 1:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет Неприступный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
Когда Господь вошёл в реку, Иордан остановился и даже потёк вспять. От прикосновения к Божеству вода освятилась и приобрела уникальные целительные свойства. Это происходит в Церкви каждый год во время освящения воды. «Днесь вод освящается естество, - поётся в стихире на Великое освящение воды. - И вспять возвратися Иордан, своих вод разделяя струи, Владыку зря крещаема».
Подробнее о свойствах Крещенской воды и о том, как с ней следует обращаться, читайте здесь.
Фоторепортаж богослужения Крещенского сочельника Марины СМИРНОВОЙ