Вторую литургию в Спасо-Преображенском соборе совершил его настоятель, благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН. По окончании Божественной литургии отец Александр поздравил прихожан с наступающим Великим постом, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн.
Затем клирики собора протоиереи Сергий РАДАЕВ и Алексий МАСЛАНОВ во главе с настоятелем совершили вечерню с Чином прощения. После богослужения священнослужители и прихожане, по обычаю в преддверии поста, испросили прощение друг у друга.
Сыропустная неделя – четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. На литургии этого дня православные имеют возможность слышать чтение Евангелия от Матфея, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Глава 6, 14 – 21).
Мы все желаем себе и своим близким вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в наших сердцах обид, взаимного осуждения, неприязни. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста уходили в пустыню на 40 дней, чтобы усилить подвиг молитвы в безмолвии. Каждый понимал, что, возможно, это для него последний пост, так как выжить в пустыне было трудно: не было воды и пищи, кругом водились дикие звери. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. С течением времени эта традиция перешла в церковное богослужение.
В этот день Церковь вспоминает также изгнание Адама из Рая.
Стихира на «Господи воззвах», глас 6:
Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго.
Перевод: Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!»
Фоторепортаж Марины СМИРНОВОЙ
Ещё о Прощённом воскресении
Как праздновала Масленицу старая Москва