На воскресной утрене впервые поется 136 псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде eго обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований eго. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень».
Перевод: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
На Литургии читается отрывок Евангелия от Луки, 15:11–32, повествующий о сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
«Сказал Господь притчу сию: У некоего человека было два сына. И сказал младший из них отцу: «Отец, дай мне причитающуюся мне часть состояния». И он разделил им имение. И спустя немного дней, собрав все, младший сын отбыл в дальнюю страну и там растратил имение свое, живя беспутно. И когда он израсходовал все, настал сильный голод в стране той, и он начал нуждаться. И пошел, прибился к одному из граждан той страны, и тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: «Сколько наемников отца моего имеют хлеб в избытке, а я погибаю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим; прими меня, как одного из наемников твоих». И встав, он пошел к отцу своему. И когда был он еще далеко, увидел его отец его и сжалился. И побежав, пал на шею ему и расцеловал его. Сказал же ему сын: «Отец, согрешил я против неба и пред тобою; я больше не достоин называться сыном твоим». И сказал отец рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: будем есть и веселиться, ибо этот сын мой мертв был – и ожил; пропадал – и нашелся». И начали веселиться. А сын его старший был в поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал он музыку и пляски; и подозвав одного из слуг, он спрашивал, что бы это могло быть. И тот сказал ему: «Брат твой пришел, и заколол отец твой откормленного теленка, так как принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, упрашивал его. А он в ответ сказал отцу: «Вот, я столько лет как раб служу тебе, и никогда заповеди твоей не преступал; и мне ты никогда не дал козленка, чтобы мне с друзьями моими повеселиться. А когда пришел сын твой этот, проевший имение твое с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Дитя мое, ты всегда со мною, и все мое – твое; но надо было возвеселиться и возрадоваться, что этот брат твой мертв был – и ожил; пропадал – и нашелся».
Подробнее о блудном сыне