Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе возглавил его настоятель, благочинный Сормовского округа священник Александр КОПЕЙКИН. В богослужении приняли участие клирики храма протоиерей Сергий РАДАЕВ и протоиерей Алексий МАСЛАНОВ.
Проповедь, посвящённую главной добродетели христианской жизни – смирению, - произнёс отец Сергий. Батюшка посоветовал всем учиться смирению у Божией Матери, так как Она обладала им в совершенстве.
По окончании Божественной литургии священнослужители совершили славление Пресвятой Богородицы перед праздничной иконой.
Обращаясь к пастве, отец Александр поздравил всех с великим праздником Введения Пресвятой Богородицы во храм, причастников – с принятием Святых Христовых Тайн.
Введение относится к двунадесятым праздникам. В этот день, несмотря на будни, в храме было много детей. Традиция эта, бесспорно, связана с историей праздника: в этот день святые родители Преблагословенной Девы Марии – Иоаким и Анна - привели её в храм и оставили там, посвятив Богу.
Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание, а именно — «История Иакова о рождении Марии». Вот некоторые подробности этого торжества. Вместе с маленькой Марией в Иерусалим шли многочисленные девы, родственницы, с зажжёнными свечами. Отец поставил трёхлетнюю дочь на нижнюю ступеньку Иерусалимского храма, и Она, без посторонней помощи, поднялась по всем высоким его ступеням. Наверху Её встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, и ввёл в алтарь - во Святое Святых, куда он один имел право входить, и то - только один раз в год, принося жертву. С этого необычного для современников момента началось долгое и трудное служение Божией Матери. Предание свидетельствует, что Мария оставалась при храме до 14 лет, когда была поручена заботам св. Иосифа Обручника.
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется всегда 4 декабря. Праздник приходится на Рождественский (Филиппов) пост. В этот день на трапезе разрешается рыба.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был известен уже в первые века христианства. Равноапостольная императрица Елена (250-330 гг.) построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке о празднике упоминал святитель Григорий НИССКИЙ. Георгий Никомидийский и Иосиф Песнописец написали два канона для богослужения этого дня.
Праздничное богослужение Введения состоит из малой вечерни, всенощного бдения с литией, часов и литургии. На Утрене исполняются ирмосы канона Рождества Христова, что говорит христианам о приближении великого праздника.
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
Перевод: Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.
Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.
Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Фоторепортаж Марины СМИРНОВОЙ