На территории городского округа Арзамас нижегородцев встретил благочинный округа, бывший сормовский клирик священник Андрей РУЗАНОВ. Все были рады встрече.
Сормовичи посетили исторические храмы Арзамаса, начав с главного - кафедрального собора в честь Воскресения Словущего, заложенного в 1814 году – в честь победы над Наполеоном. Строительство продолжалось 28 лет.
Историческая справка: Проект собора выполнил Михаил КОРИНФСКИЙ, местный уроженец, ученик архитектора Андрея ВОРОНИХИНА. На здание храма ушло 5,5 миллионов кирпичей, 1000 кубометров бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра СТУПИНА Осипом СЕРЕБРЯКОВЫМ и его сыном Александром в технике «альфреско». Моноцветные изображения напоминают офорты Гюстава ДОРЕ и Юлиуса фон КАРОЛЬСФЕЛЬДА. Иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом ЛОМАКИНЫМИ.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.
В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха СЕРГИЯ (СТРАГОРОДСКОГО) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.
Затем паломники посетили Арзамасский Никольский женский монастырь и поклонились его святыням, среди которых старинные образа Богоматери и святых: «Избавление от бед страждущих», «Достойно есть», «Никола Можайский».
Историческая справка: Свято-Николаевский монастырь основан в 1580 году, при Иване ГРОЗНОМ. Строителем обители был житель Арзамаса Феофилакт ЯКОВЛЕВ, рукоположённый позднее во священство. Первоначально был выстроен деревянный Никольский храм, который несколько раз горел. В 1683 году возведена каменная церковь.
В 1811 году построена каменная церковь Богоявления Господня.
Монастырь был закрыт в 1924 году. Возобновлен в 1994 году. В том же году был освящён верхний зимний придел в честь Богоявления Господня. В 1995 году состоялось освящение нижнего придела Богоявленской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сегодня в обители проживают 25 насельниц. 28 декабря 2017 года митрополит Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ совершил чин Великого освящения Богоявленского собора.
Далее путь нижегородцев лежал в музей Патриаршества на Соборной площади – единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских Патриархов. Музей является совместным проектом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской митрополии Русской Православной церкви. Торжественно открыт 1 августа 2013 года.
Коллекция музея посвящена жизни и деятельности патриархов: НИКОНА (1605-1681) и Сергия (СТРАГОРОДСКОГО, 1867-1944), уроженцев Нижегородской земли, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX — начала XXI вв.: АЛКЕСИЯ I (СИМАНСКОГО), ПИМЕНА (ИЗВЕКОВА), АЛЕКСИЯ II (РИДИГЕРА) и КИРИЛЛА (ГУНДЯЕВА). В музее представлены современные реплики и подлинные личные вещи Патриархов. Отдельный раздел посвящён деятельности Русской Православной Церкви и ее лидеров в советский период, когда вера и Церковь подвергались жестоким гонениям.
Интересен и тот факт, что сам музей размещен в уникальном здании городового магистрата Арзамаса на Соборной площади 1721 года постройки. Это единственное в России не перестроенное административное здание той эпохи.
После непродолжительной трапезы автобус с паломниками направился в село Выездное, где путешественники посетили церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
Историческая справка: Разрешение на строительство церкви было получено 29 мая 1803 года. Новый храм строился 12 лет. Это была самая большая сельская приходская церковь в Нижегородской губернии того времени. Ктиторы строительства местный крепостной крестьянин Иван ГОСТЬКОВ и зажиточный крестьянин Иван ЧЕСНОКОВ. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Богатый вклад внес и владелец села Михаил САЛТЫКОВ.
Из уважения к заслугам Ивана ГОСТЬКОВА как ктитора САЛТЫКОВ освободил его из крепостной зависимости. На могиле ГОСТЬКОВА, который покоится при церкви, поставлен чугунный памятник.
Внутри собор украшали живописцы из Москвы и ученики Ступинской школы. Главное украшение собора — картина «Распятие» в алтаре. По мнению искусствоведов, работа принадлежит кисти знаменитого испанского художника XVII века Бартоломе Эстебана МУРИЛЬО (1618-1682 гг.). По легенде, предыдущий владелец Выездного, граф В. САЛТЫКОВ во время службы посланником во Франции в 1770 году проезжал через Саксонию и получил в дар от дочери саксонского курфюрста картину «Распятие», оцененную в то время в 14 000 рублей серебром.
Смоленская церковь была закрыта 30 июля 1941 года по решению Горьковского Облсовета и передана в распоряжение Заготзерно под зернохранилище. 25 марта 1942 года, благодаря настойчивым просьбам верующих, церковному совету выдали справку с разрешением открыть Смоленскую церковь.
30 августа 1960 года, согласно постановлению Совета министров РСФСР № 1327, Смоленская церковь получила статус памятника архитектуры и была поставлена на государственную охрану.
В 2007 году Смоленский собор и входящая в его ансамбль колокольня стали объектами культурного наследия федерального значения.
Путешествие нижегородцев завершилось в Вадском районе на двенадцати Святых апостольских ключах.
Историческая справка: По одной легенде эти родники появились от слёз девушки по имени АЛЁНА, что провожая своего любимого в солдаты, присела на берегу этого оврага и заплакала от своего горя. Другая легенда гласит, что открыл эти родники Серафим Саровский по пути из Саровской пустыни на Зеленоградскую ярмарку, что проходила под стенами разрушенного ныне мужского монастыря.
Известно, что в XIX веке данные родники уже были обустроены жителями близлежащей деревни Елховка и носили название Елховские родники. Здесь стояла часовенка, и регулярно проводились водосвятия.
После революции 12 родников пришли в запустение, и лишь один самый мощный родник продолжал бить сильным потоком.
В конце 1990-х годов Святые ключи начали вновь обустраивать. Силами ПМК «Вадская» был обустроен асфальтовый подъезд к родникам, построена беседка и часовня. В 2000 году было решено найти и возродить все 12 родников, названных ранее каждый по имени отдельного святого апостола. В ходе работ был найден тринадцатый родник, неизвестный ранее, его было решено освятить в честь апостола ПАВЛА, не входившего в число 12 апостолов, но так же почитаемого всеми христианами.
В сентябре 2002 года, после окончательного обустройства, комплекс «Святые ключи 12 апостолов» был освящён.