Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский ИЛАРИОН дал комментарий РИА «Новости» в связи с принятым 20 августа 2020 года турецкими властями решением о возвращении статуса мечети еще одному бывшему православному храму — церкви Спасителя в Хоре (мечеть Карие):
«Сегодня СМИ распространили сообщение о преобразовании в мечеть еще одного православного храма на территории Турции — церкви Спасителя в Хоре, которая с 1945 года функционировала как музей.
Так же, как и храм Святой Софии, Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре имеет статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Из византийских храмов в Стамбуле, упомянутая церковь более всех сохранила свой первозданный вид. Ее великолепные мозаики и фрески представляют собой выдающиеся образцы византийского искусства эпохи Палеологовского возрождения. Очевидно, они так же будут недоступны для обзора, как это было сделано с мозаиками Святой Софии, несмотря на заверения турецких властей о том, что они будут доступны для посетителей в любое время за исключением часов мусульманской молитвы.
Прискорбно наблюдать демонстративное пренебрежение нынешним руководством Турции религиозными чувствами христиан всего мира, которое трудно оправдать какими-либо разумными доводами. Едва ли турецкому государству может принести какую-либо пользу попрание бесценного византийского культурного наследия. А вот поддержанию международной репутации Турции и укреплению межрелигиозного согласия в этой стране и во всем мире такие шаги точно не будут способствовать.
Русская культура и история преемственно связаны со славным прошлым Восточной Римской империи, и поэтому мы не можем оставаться равнодушными к столь печальным фактам».
Источник: Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Справка: Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле, бывшем Константинополе. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии ДУКА, тёщи императора Алексея КОМНИНА, в 1077—1081 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.
Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти ПАЛЕОЛОГОВ, в 1315—21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор МЕТОХИТ. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом. Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.
Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — Богоматери Одигитрии. Через полвека к 1511 году турки заштукатурили все изображения византийского периода, к зданию пристроили минарет, купол переделали, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами.
Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ в 1947-1952 гг. Восстановлением занимались специалисты из Византийского института Америки и Центра византийских исследований. В монастыре открылся музей Карие.
В августе 2020 года власти Турции решили снова превратить монастырь в мечеть, разрешение на это было формально выдано еще в конце 2019 года.
Источник: wikipedia.org