В главном сормовском храме Казанской иконе Богоматери посвящён северный придел. Раннюю Божественную литургию в этом приделе совершил митрофорный протоиерей Николай САВУШИН в сослужении протодиакона Василия ТЫБУЛЕВИЧА.
Вторую Божественную литургию и крестный ход в этот день возглавил благочинный Сормовского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора священник Александр КОПЕЙКИН в сослужении диакона Евгения СТАРОСТИНА.
Богослужение прошло при большом стечении прихожан, многие привели детей, некоторые причастились Святых Христовых Тайн.
По окончании Божественной литургии духовенство и молящиеся пропели величание Божией Матери. Затем вокруг храма прошёл крестный ход, во время которого священники окропили всех святой водой. В крестном ходе приняли участие протоиерей Сергий РАДАЕВ и священник Дионисий КРАСНОПЁРОВ. Едва крестоходцы скрылись под сводами храма, как пролился кратковременный, но обильный летний дождь.
Все молящиеся во главе со священнослужителями исполнили трогательное песнопение «Царице моя Преблагая», после чего протодиакон, по обычаю, возгласил «Многолетие».
По окончании богослужения отец Александр поздравил паству с престольным праздником, а причастников – с принятием Святых Тайн.
Справка: Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — одна из самых почитаемых в России. Её явление в 1579 году в Казани описал очевидец — патриарха ГЕРМОГЕН, который в то время служил священником казанской Гостинодворской Никольской церкви. Девятилетняя стрелецкая дочь МАТРОНА увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище их дома. В указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону Богородицы.
Об этом мгновенно узнал весь город, сбежался народ, архиепископ крестным ходом перенес образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда — в Благовещенский собор. А на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили БОГОРОДИЦКИЙ девичий монастырь, и первой его монахиней стала та самая МАТРОНА, принявшая постриг с именем МАВРА.
Святитель ГЕРМОГЕН, став митрополитом Казанским, в 1594 году написал «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани». В 1579 году список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану.
В Смутное время Казанская икона стала военной святыней второго ополчения князя ПОЖАРСКОГО, который после победы поставил образ в своей приходской церкви Введения на Лубянке. По указу царя Михаила Феодоровича РОМАНОВА было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Казанскую икону стали почитать как покровительницу дома РОМАНОВЫХ.
В XIX веке Казанская икона стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей.
Список Казанской иконы Петр I привез из Москвы в новую столицу, где он стал одной главнейших святынь. В 1811 году в честь него в Санкт-Петербурге был построен кафедральный Казанский собор.
А вот следы оригинала, что был найден в XVI веке на казанском пепелище, утеряны еще век назад. Считалось, что он хранится в Казанском Богородицком монастыре. Но в 1904 году его вместе с другими иконами в ценных окладах выкрали церковные воры. Одного потом поймали, но оклады он уже продал, а образа сжег в печке, уничтожая улики.
Фоторепортажи всенощного бдения и литургии Марины СМИРНОВОЙ