Публикации
Богослужения Страстной Седмицы 16 марта 2018 г.

Обычаи Православной Церкви

Страстная седмица - особенное время, которое отмечают все христиане. Две тысячи лет назад в эти дни Господь Наш Иисус Христос вошел в Иерусалим, чтобы пострадать за грехи рода человеческого: умереть на Кресте и в третий день воскреснуть.
За многовековую историю Церковь сложила замечательные службы, в которых вспоминаются те трагические и судьбоносные дни, - с Великого Понедельника по Великую Субботу.
Первые три дня Страстной седмицы вспоминаются притчи и поучения Спасителя - последние в Его земной жизни. В эти дни за службами прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие, а также ежедневно совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
В эти дни исполняется трогательный тропарь «Се, Жених грядёт в полунощи», в котором звучит притча о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он призывает нас к трезвению и бодрствованию, чтобы всегда быть  готовыми к встрече с Христом.
Пост в первой половине Страстной седмицы предписан строжайший. В наше время все подвиги поста следует оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в Великие Понедельник, Вторник и Среду не ели ничего. Не вкушали также и в Пятницу. Зато в Четверг и в Субботу допускалось послабление – горячая пища с маслом.

Обычаи Православной Церкви
 

В Великий Понедельник Церковь вспоминает патриарха Иосифа, которого продали в рабство завистливые братья, и который является прообразом страдающего Христа. Евангельское чтение этого дня повествует о бесплодной смоковнице, увядшей по слову Господа. Смоковница – символ человеческой души, не приносящей духовного плода. Вспоминаются также страдания праведного Иова и притча о злых виноградарях, убивших сына хозяина виноградника. Все эти образы символически повествуют о страданиях и смерти Спасителя.
В Великий Вторник мы слышим обличения Христом книжников и фарисеев, а также притчи о десяти девах и талантах.
В Великую Среду вспоминаются два события: обед в доме фарисея Симона и предательство Иуды.

Обычаи Православной Церкви

Великий Четверг – особенный день. Именно в этот день Христос совершал Тайную вечерю со своими учениками и установил на ней Таинство Евхаристии. В этот день совершается литургия Василия Великого, за которой мы слышим тропарь «Егда славнии ученицы» и молитву «Вечери Твоея Тайныя днесь», которая предваряет Святой Причащение в течение всего церковного года.
В крупных соборных храмах совершается «Чин омовения ног», за которым епископ умывает ноги священникам, как это сделал Христос своим ученикам за Тайной Вечерей.
В этот же день Патриарх совершает чин Мироварения, за которым освящается миро – особое ароматическое масло для совершения Таинства Миропомазания.
И, наконец, вечером в Великий Четверг совершается чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих чтениях  слушатели мысленно проходят с Христом весь путь Его страданий. На этой службе верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.
В Великую Пятницу богослужение посвящается вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с Креста Его тела и погребения. Литургия в этот день не совершается в знак глубочайшего траура. В конце богослужения из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа. Вечером этого же дня совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Обычаи Православной Церкви

Плащаницу, под пение  погребальной молитвы «Святый Боже», обносят крестным ходом вокруг храма и подносят к царским вратам. Все люди прикладывается к Плащанице под пение стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного». Это песнопение прославляет тайного ученика Христа Иосифа Аримафейского, который выпросил у Пилата тело Господа для погребения.
Богослужение Великой Субботы особенное: это соединение воедино скорби и предвкушения радости воскресения. За литургией Василия Великого читаются 15 ветхозаветных отрывков, в которых звучат прообразы страданий, смерти и воскресения Христа, а также наступления Царства Господа и Новозаветной Церкви. Две хвалебные песни:  Мириам – сестры Моисея, при переходе через Красное море, и трех юношей, брошенных в печь и спасенных Богом. Оба образа символизируют Христа, сошедшего в ад, победившего дьявола и выведшего из преисподней всех, кто захотел пойти за Ним.
Вместо Херувимской песни в этот день звучит  удивительный гимн: «Да молчит всякая плоть человеча». Слушая эти бессмертные слова мы понимаем, что в Великую субботу Господь сошел во ад, принеся весть о Царстве Божием, и вывел души праведников в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а ещё - благоразумный разбойник, исповедавший Христа на кресте.
Перед литургией в этот день в храме снимают траурные чёрные облачения, и постилают белые – праздничные. По окончании утрени начинается освящение куличей, яиц и пасох.
В Иерусалиме в этот день происходит ежегодное чудо схождения благодатного огня.

Как проводила святые дни Страстной седмицы старая Москва.

Чудеса Православной Церкви