Публикации
Читайте новую публикацию на сайте 14 февраля 2024 г.

 

 Сретение Господне

На 40-й день по Рождестве Христовом, 15 февраля, отмечается Сретение Господне. Славянское слово «сретение» буквально означает «встреча». Слово это исполнено множества смыслов, главным из которых является реальная, не мистическая, встреча с Богом, происходящая, рано или поздно в жизни каждого человека. Евангелие повествует нам о Симеоне-Богоприимце, который жил около 300 лет, и не мог умереть, пока не встретит наяву Богомладенца Христа.

Случилось это так. Симеон, избранный в числе 70-ти переводчиков,  по заказу царя Птолемея Филадельфа переводил свитки Ветхого завета с  еврейского языка на греческий для его библиотеки. В книге пророка Исайи ему встретились слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Слово «Дева» он счёл ошибкой и хотел уже исправить его на «Жена», но Ангел Господень удержал его руку и сказал ему, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества.

По закону очищения, на сороковой день после Рождества Христова, Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник пришли в храм принести положенную жертву – двух голубей. Принесли они с собой и Младенца Христа. Пришёл и Симеон, так долго ожидавший этой встречи.

Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»(Лк. 2:29—32). Эти слова стали церковным песнопением «Ныне отпущаеши» и поются теперь за каждой вечерней.

Симеон говорил эти слова не от себя, но вещал, исполнившись Святого Духа. Он Богоматери произнёс пророчество о Младенце: «…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34—35).

История праздника восходит к IV веку в Иерусалимской церкви. Вначале он просто завершал сорокодневный цикл празднования Богоявления – единого праздника Рождества и Крещения в Древней церкви, именуемого «Эпифания». Выделение праздников, связанных с событиями земной жизни Христа началось после Халкидонского собора, осудившего ересь монофизитства в 451 году. А окончательно празднования Сретения установлено в Римской Церкви в конце V, в Восточной – в начале VI веков.
Праздник Сретения считается Господским, но очень близок к Богородичным, даже назывался раньше «Сретение Пресвятой Богородицы». Осталась традиция служить духовенству в этот день, 15 февраля, в голубых ризах – богородичный цвет.

Величание празднику Сретения Господня
По-славянски: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень».
По-русски: Славим Тебя, Податель жизни, Христос, и чтим Пречистую Твою Матерь, Которой Ты по закону сегодня был принесён в Божий храм.

 

 О Сретенских свечах

О сретенской свече

Чем отличаются от обычных сретенские свечи? Откуда взялся чин их освящения? Почему  им приписывают  необыкновенные магические свойства? Что здесь правда, а что – вымысел? Попробуем разобраться.

«Сретенскими» в православном обиходе называют свечи, освящённые по специальному чину в день Сретения Господня. Он так и называется «Чин благословения свещ на Сретение Господне». Это не обычный чин, которым освящаются прочие церковные свечи. Впервые он появился в Требнике митрополита Киевского Петра (Могилы), изданном в 1646 году. 

Чин освящения свеч на Сретение совершается один раз в год, 15 февраля, на праздник Сретения Господня, до или после Божественной литургии. Готовиться специально к нему не надо, просто приобрести заранее в Церкви пучок любых свечей и взять с собой на службу. Свечи эти предназначены для молитвы в сложных обстоятельствах жизни (выбор спутника жизни, профессии, трудоустройстве; в горестях, скорбях и болезнях; при явном нападении демонических сил, словом, во всех тех случаях, когда испытывается наша вера, когда нужна сугубая молитва.

Отличие сретенских свеч от обычных освящённых свеч церковных примерно такое же, как отличие святой воды от Крещенской. Воду малого освящения получают после каждого водосвятного молебна круглый год. Крещенскую освящают особым Великим чином только на Крещение. Церковные свечи также освящаются по мере их изготовления в течение всего года. И только на Сретение совершается особый чин их благословения.

Неправильно придавать сретенским свечам магические свойства, считать их чем-то вроде оберегов или амулетов, использовать их в магических обрядах - грех и попирание святыни.

Горящая свеча – это знак нашей веры и надежда на благодатную помощь Бога и святых Его; символ нашей горячей молитвы и посильная жертва. И неважно, «сретенская» это свеча, «пасхальная» или «четверговая», или просто освящённая в любой другой день церковная свеча. И «помогает» она верующему церковному человеку, а не всякому, кто хочет иметь оберег от житейских несчастий и не прилагать сил к очищению собственного сердца и исправлению своей жизни. Ведь и самые беды и несчастья, которых мы так боимся, тоже попущены Богом, чтобы мы оглянулись и прислушались к себе. И услышали в своей душе голос Божий. И не прошли бы мимо самой главной в жизни встречи – с Создателем.
 

Катехизатор