Публикации
Очередная публикация из цикла «Православное Средиземноморье". Часть VII 17 ноября 2018 г.

Сицилийское барокко и византийский канон

Собор в Палермо

Минувшей осенью сбылась моя мечта: я объехала всю Сицилию от Палермо до Мессины. Кроме теплого моря, буйства зелени и цветов, Сицилия поражает обилием великолепно сохранившихся памятников древних культур: античной, арабской и христианской. Особенно много красот в стиле норманнского или сицилийского барокко. Именном в этом стиле выстроено большинство христианских храмов на Сицилии. Но, видимо, не давала покоя норманнским завоевателям из рода Альтавилла (Оттвиль) слава и роскошь византийского двора. И несмотря на то, что их храмы выстроены в типичном для католицизма сдержанном стиле, они всё же богато украшены ажурными коваными решетками, прекрасными мраморными скульптурами святых и такой тонкой белокаменной резьбой, что она напоминает кружево резьбы по слоновой кости...

Но главное сокровище, как жемчужина в раковине, скрыто внутри храмов. Это – великолепные золотофонные византийские мозаики XII века. Мозаиками покрыты конхи (сводчатый конусообразный потолок алтарной апсиды), стены и даже колонны, по традиции поддерживающие высокие своды базилик в стрельчатых арках.
Выполненные в классическом византийском стиле, в том самом, к которому мы привыкли на наших православных иконах, древние мозаики Сицилии поражают своими размерами и духовной мощью. Издали кусочки смальты (цветного стекла или камня) не заметны, но зато хорошо видно, с каким искусством они подобраны: на ликах и складках одежды видны даже пробела – отблески Божественного Света. Живые позы, живые жесты, - живые сцены из библейского и евангельского повествования.
В первую очередь стоит обратить внимание на мозаичный образ Спасителя – «Господь Вседержитель» или «Пантократор». Он не только самый крупный по размерам – 13,3 м ширины и 7 м высоты, но и самый поразительный по духовной красоте и мощи.  Занимает образ, согласно канону, центральную алтарную конху Монреальского собора в пригороде Палермо. Правая Его рука поднята в благословляющем жесте, в левой – Евангелие, раскрытое на словах: «Я – свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Вокруг главы – сияющий нимб в виде Креста – символа Страстей Господних.
Ниже расположена композиция «Богоматерь на троне» с предстоящими ангелами и святыми апостолами Петром и Павлом. Стены центрального нефа поддерживаются двумя рядами мраморных колонн в Коринфском стиле и украшенных мозаиками на библейские сюжеты. Стрельчатые арочные проёмы между колоннами заполнены мозаичными растительными орнаментами.

Мозаика Пантократора в Монреале.

Такой же образ Пантократора встретит нас и в соборе города Чеффалу. Замечательные мозаики покрывают стены и своды капеллы Палатина – Норманнского дворца и церкви Ла-Марторано в средневековой части Палермо. Их можно созерцать часами. Что и делают многочисленные туристы и паломники.
В Монреале мы зашли в крошечную мастерскую прямо за алтарём Собора. Там мастера пытаются освоить древнее мастерство мозаики, создать из современных материалов некое подобие древней смальты, научиться раскалывать её на правильные мелкие кусочки и собирать из них удивительные картины. Здесь в ходу приём ловких венецианцев: как они зрительно увеличивают «золотое зерно» своего знаменитого бисера, обливая бусину жидким стеклом, так и для золотого фона современной мозаики тончайшие пластинки с сусальным золотом покрываются внушительным слоем стекла. Этот слой и золотую пленочку защищает, и делает её зрительно в несколько раз толще, и сияет ярче.
Сувениры монреальских мастеров великолепны! А вот иконы берутся делать не многие. Это понятно: труд этот требует особого склада души.
Капелла Палатина Норманнского дворца посвящена святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. Их внушительные мозаичные изображения занимают правый и левый алтари храма, представляющего собой трёхнефную базилику длиной 32 м с двумя рядами из пяти колонн каждый. Ширина базилики 12,5 м, высота купола 18 м.
Мозаики капеллы Палатина представляют собой сверкающую золотом фантасмагорию библейских эпизодов и евангельских сюжетов. Изображения святых красиво дополняются обрамлением цветочных и геометрических мозаичных орнаментов. Наиболее старые изображения относятся к 1143 году, о чём свидетельствует греческая надпись в основании купола и характерные черты византийского канона, сложившегося у греческих мастеров уже в X и в XI веках. Более поздние мозаики отличаются надписями на латинском языке.
Чудесный и загадочный остров, овеянный легендами; чудесные памятники Второго Рима – православной Византии... Но, сколько не рассказывай, лучше один раз посмотреть…
Марина СМИРНОВА
Фото автора
Фоторепортаж с Сицилии смотрите здесь.